Новый пузырь

До сих пор резкие снижения ставки ФРС помогали надуванию пузырей. Не являются ли им сегодня развивающиеся рынки?

С 16 августа, когда индекс Dow Jones из-за кризиса на ипотечном и кредитном рынках упал до минимума, он вырос на 9,5%. Индекс акций развивающихся рынков MSCI Emerging Markets подскочил уже на 30,2%. И это при том, что с начала 2005 г. китайский индекс Shanghai Composite уже вырос на феноменальные 347%, индийский Sensex – на 166%, бразильский Bovespa – на 142%, РТС – на 248%. С 16 августа РТС прибавил 16,2%.

Рост фондовых рынков в разгар кредитного кризиса обеспечили центробанки ведущих стран, прежде всего Федеральная резервная система США (ФРС). История, однако, свидетельствует: когда ФРС резко снижает ставки, чтобы нивелировать последствия финансового шока, это провоцирует надувание пузыря. На этот раз он может надуться на развивающихся рынках.

Когда 19 октября 1987 г. DJ рухнул почти на 23%, Алан Гринспэн помог рынку резким смягчением денежной политики. К концу года DJ отыграл все потери, а часть денег инвесторов потекла на японский рынок. Помог и Банк Японии: его ставка в 1987 г. опустилась до 2,5% с 9% в 1980 г. Гигантский пузырь на рынке недвижимости и акций Японии лопнул в конце 1989 г.

В октябре 1998 г. ФРС снизила ставки, когда после дефолта России на грани краха оказался хедж-фонд Long-Term Capital Management с открытыми позициями по всему миру на $1,25 трлн. Экономике помощь ФРС была не нужна, а деньги потекли в модные акции технологических компаний. Менее чем за полтора года NASDAQ Composite вырос втрое, а затем падал три года.

К июню 2003 г. ФРС снизила ставки до 1% и держала их на этом уровне год – Гринспэн опасался дефляции из-за последствий краха в технологическом секторе. За это время миллионы американцев набрали ипотечных кредитов с плавающей процентной ставкой, а инвестбанки переупаковали их в облигации. Когда в 2006 г. ставка ФРС поднялась до 5,25%, оплачивать эти кредиты люди оказались не в состоянии, и в 2007 г. пузырь на рынке недвижимости стал сдуваться, спровоцировав кризис на рынке ипотечных облигаций.

«Это классическая ситуация, которая наблюдается каждое десятилетие, – говорит директор отдела анализа фондового рынка банка National City Ник Рэйч. – ФРС поднимает ставки, происходит какой-нибудь кризис, ФРС спешит на помощь, и кто-то использует это к своей выгоде. Каждый раз пузырь надувается в новом секторе». Фондовый аналитик Morgan Stanley Тэун Драйсма рекомендовал агрессивно покупать акции в августе. Помощь ФРС стимулирует ралли, а «новым двигателем роста станут развивающиеся рынки», и «быки» будут называть этот рост неостановимым». Закончится все это плохо, признает Драйсма, но к тому времени можно успеть хорошо заработать. По данным EPFR Global, за шесть недель с середины августа по 3 октября нетто-приток средств в фонды акций развивающихся рынков составил $18,9 млрд. Из них $10,5 млрд пришло за последние две недели – после того как 18 сентября ФРС снизила ставки на 0,5 процентного пункта до 4,75%.

Многие не считают рост на рынках развивающихся стран спекулятивным, учитывая быстрый рост ВВП и корпоративных прибылей. Эти рынки вошли в фазу многолетнего роста, уверен издатель инвестиционного бюллетеня Fullermoney Дэвид Фуллер, хотя он и может прерываться значительными коррекциями. Акции развивающихся рынков торгуются с дисконтом в 21,3% к американским, а их мультипликаторы (отношение капитализации к прибыли и др.) существенно ниже пика перед азиатским кризисом 1997 г., пишут аналитики Goldman Sachs.

Зависимость развивающихся стран от иностранного капитала снизилась и странам с хорошими макроэкономическими и корпоративными показателями опасаться особенно нечего, уверен Андреас Фрю, управляющий директор Deutsche Bank в Цюрихе; проблемы могут возникнуть у стран с дефицитом счета текущих операций и высоким уровнем долга. Из-за этого спаду особенно подвержены рынки Турции, Венгрии, Латвии и Болгарии, считают в Goldman Sachs.

«С 2003 г. развивающиеся рынки сильно обогнали рынок США, и там пузырь, спровоцированный, в частности, избыточной ликвидностью, даже больше, чем в США, где из-за падения доллара акции относительно недороги, – говорит Марк Фабер, управляющий инвесткомпанией Marc Faber, который одним из первых предсказал обвал на рынке США в 1987 г. и Азии в 1997 г. – ФРС печатает все больше денег, и фондовые рынки могут продолжить рост. Но это очень рискованная игра, я в нее не играю».