Цитата недели


«После выборов, как всегда, все начнется с чистого листа. Я имею в виду фракцию, структуру Думы, руководства и той и другой. Перемены неизбежны».

Олег Морозов, первый зампред Думы

Заявление одного из вожаков «Единой России» – Олега Морозова выглядит вызывающе. Уж не намекает ли он на слабость действующей команды лидеров? Или предлагает начать изгнание с себя? Или гадает, как лягут карты после того, как родная партия сыграет в новом парламенте на повышение?

Но что бы ни думал Морозов или другой партийный руководитель, это не имеет никакого значения.

В обычной партии – как в приличной коммерческой компании: прошли выборы (завершили сделку) – оценили результаты, поругали виновных, поощрили отличившихся, провели кадровые перестановки. Так живут некоторые компании в России, так живут все партии на Западе. Так живут, точнее, доживают даже некоторые отечественные партийки.

Но только не правящая «Единая Россия».

В ней, конечно, тоже можно составить списки победителей и пораженцев, можно отнести списки в Кремль – и там, наверное, задумаются, посоветуются друг с другом и обновят руководящий состав. Но сделают это, руководствуясь исключительно фасадными соображениями: мол, неприлично оставить просьбы без внимания.

«Единая Россия» напоминает «Фабрику звезд» – инструмент по производству качественно упакованного продукта. В «Фабрике» таким продуктом становятся глянцевые небезголосые девочки и мальчики, смысл «Единой России» – в упаковке мыслей и задач кремлевских звезд. Но решать, какой продукт выпускать, в каком объеме и какого срока годности, дозволено не участникам проектов (какие бы топовые позиции в электоральных хит-парадах они ни занимали), а только отцам-основателям.

В «Единой России» много первых лиц, но все они играют роли второго плана. Степень физиогномической или интеллектуальной привлекательности партийных лидеров (даже если она проскальзывает) не имеет никакого значения – просто потому, что никаких решений никто из них не принимает. Поэтому бояться руководителям единороссов нечего, в Госдуме места всем хватит.

На худой конец есть должности советников в Кремле и Белом доме.