Компания недели: На новые рельсы


Андрей Казьмин покинет Сбербанк. После сценки приглашения Казьмина на почту, разыгранной Виктором Зубковым и Владимиром Путиным, сомневаться в этом не приходится.

Сказать, что за 11 лет работы Казьмин много чего добился, – это не сказать ничего. Сейчас Сбербанк стоит почти $95 млрд и входит в число 20 самых дорогих банков мира. С первого дня торгов в РТС – 23 января 1997 г. – стоимость акций «Сбера» выросла в 64 раза. Это примерно 50% годовых на протяжении 10 лет. Против, например, 18% ежегодного роста в акциях «Лукойла». Говорить после этого, что руководство госбанка плохо заботилось о благосостоянии акционеров, наверное, не стоит. Можно лишь помечтать о том, что, если бы Казьмин был всего на несколько процентов в год эффективнее, Сбербанк мог бы стать самым дорогим банком на земле. Но эту задачу предстоит решать уже другому человеку.

Пока все источники вне зависимости от степени близости к процессу утверждают, что новым руководителем Сбербанка будет Герман Греф. Хотя до очередного выступления Путина или решения собрания акционеров банка на 100% быть уверенным в этом назначении нельзя. Друзей у президента России много, а желающих порулить Сбербанком наверняка еще больше.

Отставка Казьмина, гарантированный уход его первого заместителя Аллы Алешкиной, а возможно, и полная смена топ-менеджмента неизбежно затронут тесные связи Сбербанка с крупнейшими российскими предпринимателями. Известно, что отношение руководства «Сбера», например, к владельцам «Альфа-групп» всегда было крайне прохладным. У нового президента банка появится свой черный список, попадание в который будет большой неприятностью. Сейчас в зоне риска не один десяток крупных российских корпораций. Особенно интересно, как изменятся отношения «Сбера» с особой кастой заемщиков-акционеров, в числе которых Сулейман Керимов, Филарет Гальчев и Елена Батурина.

Каким станет банк? Будет сокращать очереди в московских отделениях или закрывать сельские сберкассы, будет выпускать кредитные карты или купит крупный банк в Европе, будет повышать ставки по депозитам или сознательно сократит свою долю на рынке? Сейчас никто не знает ответов. Банк, клиентом которого успел побывать каждый житель России, ждут перемены.