Объединение земель

Блестящий участник музыкальной программы «Территории» – хор New Siberian Singers оказался заправлен в неакадемический контекст

Теодор Курентзис включил в свой проект новаторский опыт предшественников – ансамбля покойного Дмитрия Покровского. В середине 90-х гг. «покровцы» спели «Свадебку» Стравинского народными голосами, выгнав фольклоризм в фольклор и потеснив академистов. Проект Курентзиса – благодарность классиков и объединение территорий. «Покровцы» вновь спели «Свадебку», теперь расположившись на фоне стройных рядов академического новосибирского хора, но не слившись с ним. Академистов было лучше слышно из-под грохота ударных, народники добрали свое удалью и костюмами.

В «Концерте в костеле» преобладали грегорианский хорал и ренессансная светская музыка. Но и старинную музыку соратники Курентзиса исполняли так, чтобы она напоминала народную, восточную или даже популярную музыку – только не классическую. Оперное сопрано Вероника Джиоева пела низким голосом, в ход шли ископаемые дудки, гусли и ударные, струнные звучали архаично, а Курентзис, подчеркивая неуместность академического дирижирования, собственноручно колотил в барабан.

Авангард предстал в ультраварианте: «Два чувства» Хельмута Лахенмана (1992) – камерная симфония призвуков, шорохов, отражений и ни одного обычного звука. Революционерка 90-х Наталия Пшеничникова исполняла текст в паре с лидером нынешнего авангарда Борисом Филановским, освоившим амплуа «экстремального вокалиста».

В опусах Михалиса Адамиса («Сияющее облако») и Альфреда Шнитке (Концерт для хора) особо мощно грянули «сибирские певчие». Подопечные Вячеслава Подъельского доказали, что любым их экспериментам можно верить, раз они совершаются на столь высокой академической платформе.