Море подорожало

Вслед за ростом цен на уголь и железорудное сырье взлетели и ставки на их перевозку

Стоимость судна класса panamax (грузовместимость 70 000 т) в минувшую пятницу выросла на 3,2% и достигла рекордных $88 379 за день, сообщил вчера Bloomberg. А ведь по итогам первого полугодия 2007 г. цена такого судна не превышала $36 000, удивляется директор департамента акционерного капитала группы Fesco (в нее входит Дальневосточное морское пароходство) Станислав Вартанян.

Выросли цены и на другие три класса судов, предназначенных для транспортировки насыпных грузов, включая уголь и железную руду (см. таблицу). Скачок цен был в 2004 г., когда резко возросла потребность в морских перевозках, вспоминает Вартанян.

Сейчас более 80% российского угля идет на экспорт морем, отмечает директор по развитию бизнеса агентства Argus Media Михаил Перфилов. По его словам, добывающие компании продают товар непосредственно в порту, а за доставку платит уже конечный покупатель – он может иметь собственные суда, брать их в аренду или нанимать перевозчиков. Это, как правило, компании тех стран, куда идет товар, уточняет Вартанян. Именно они получают выгоду от роста фрахтовых ставок.

Впрочем, не внакладе и российские пароходства. Так, Fesco владеет 21 судном класса handysize вместимостью 30 000 т, говорит Вартанян, и все они сдаются в аренду, ставки которой напрямую зависят от фрахтовых. Он не стал оценивать выгоду своей компании от роста ставок.

Прибыли компаний, сдающих суда во фрахт, растут не так быстро, как арендные ставки, – на 10–15% в год, отмечает аналитик «Ак барс финанс» Олег Судаков. Объясняется это подорожанием топлива, рабочей силы, а график роста цен на строительство новых судов практически полностью повторяет график роста ставок, говорит он. Тем не менее рентабельность этого бизнеса остается высокой, отмечает эксперт: порядка 40% по показателю EBITDA.

В выигрыше от роста фрахтовых ставок и российские добывающие компании. За последний год почти на 9% подорожала перевозка угля из Австралии – основного экспортера угля, значит, конечный потребитель в Японии или Корее получил товар дороже, говорит заместитель гендиректора угольной компании «Распадская» Александр Андреев. В этой ситуации потребителям стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) выгоднее покупать российский уголь – его перевозка дешевле. У «Распадской» экспорт угля составил более 30% выручки за первое полугодие, из которых 3% пришлось на страны АТР. Но уже в 2008 г. спрос на российский уголь в этом регионе может вырасти вдвое, прогнозирует Андреев, впрочем, будут ли заключены дополнительные контракты с иностранными клиентами, зависит от объема потребления в России. Цена на уголь внутри страны по-прежнему выше, чем на экспорт, объясняет он. Руды из России экспортируется значительно меньше, чем угля. Основной экспортер – «Газметалл» в этом году заключил долгосрочный контракт с ArcelorMittal.

Но дорожает перевозка не только насыпных грузов. Универсальный индикатор состояния мирового фрахтового рынка Baltic Dry Index вырос с начала года более чем на 150%, говорится в обзоре «Финама». Стоимость фрахта за последние месяцы росла еще более высокими темпами, а Baltic Dry Index с начала сентября вырос почти на 30%, говорится в обзоре. Аналитики прогнозируют «существенное увеличение доходов судоходных компаний». В частности, из-за роста фрахтового рынка акции «Новошипа» с начала осени подорожали в РТС на 19,2%, ДВМП – на 42,9%.