Голоса за кадром

Правительство спрятало обсуждения от публики: перед журналистами будут выступать специально подготовленные министры
В. Волков

Вчерашнее заседание председатель правительства Виктор Зубков начал с поздравления российских футболистов, победивших англичан.

Потом он попросил министра здравоохранения и соцразвития Татьяну Голикову доложить, как будет выполняться поручение президента о повышении пенсий, затем представил доклад вице-премьера Алексея Кудрина о результатах и задачах работы Минфина, немного рассказал об этом министерстве и вдруг заявил: «Я прошу членов правительства по окончании нашего сегодняшнего заседания и впредь информировать представителей СМИ о принятых решениях».

После этого традиционная трансляция основных вопросов, обсуждаемых кабинетом министров, прервалась. Все заседания теперь будут проходить за закрытыми дверями, объяснил журналистам директор департамента протокола, пресс-службы и информации Александр Жаров. Показывать будут только вступительное слово, а после заседания министры-докладчики будут давать пресс-конференции.

Закрыть заседания было решено сразу после смены премьера, вопрос был в том, чем заменить трансляции, рассказывает чиновник Белого дома. Это давняя мечта и администрации президента, и первого вице-премьера Дмитрия Медведева, знает другой чиновник.

Журналисты наблюдали заседания онлайн с 2004 г. – то была личная позиция экс-премьера Михаила Фрадкова. Он не прекратил трансляций, даже когда в конце 2004 г. президент рекомендовал закрывать какую-то часть своей деятельности: «Когда камеры работают, хочется выглядеть хорошо, но голова отключается». Позже Фрадкову еще не раз удавалось настаивать на своем, делится чиновник правительства.

Никакого регламента, как должна освещаться деятельность правительства, нет, напоминает еще один чиновник: это личное дело премьеров.

История отношений чиновников с журналистами делится на три четких периода, вспоминает Александр Беккер, проработавший в правительственном пуле с 1990 по 2007 г. При Викторе Черномырдине (и трех следующих премьерах) не было никакой системы: иногда нескольких корреспондентов пускали на само заседание, иногда нет, по итогам могли выйти пресс-релизы, могли не выйти и т. д. При Михаиле Касьянове сформировался четкий порядок работы: за день до заседания выходили пресс-релизы с повесткой, а итоги можно было выяснить либо в пресс-службе, либо у участников. Фрадков открыл не только заседания правительства, но и многие комиссии, заключает Беккер.

Журналист одного из ведущих информагентств не очень расстроен закрытием заседаний. Первые открытые заседания шокировали новизной, вспоминает он, но под конец журналисты устали слушать: «На фоне шуток и прибауток терялась суть дискуссии, министры начинали повторяться, и складывалось ощущение, что иногда Фрадков работал на публику».

Вице-премьер Алексей Кудрин уверяет, что некоторые министры давно просили закрыть трансляции: за закрытыми дверями они жестче критикуют друг друга, перед камерами отношения товарищества не позволяют выносить сор из избы.

Закрытие заседаний вряд ли приведет к сбоям в работе журналистов: их контакты с чиновниками существенно расширились, считает Беккер.

Промоушн нового премьера не будет ограничен, наоборот – задача упростится, полагает чиновник правительства: лучше, если у телеканалов будут подготовленные речи, а не выдержки из живых дискуссий с ошибками в экономической теории и русском языке.

Чтобы еще лучше работали

Правительство одобрило доклад Минфина о результатах работы министерства в прошлом году и основных задачах на 2008–2010 гг., рассказал вице-премьер Алексей Кудрин. Но некоторые задачи и индикаторы оценки его работы будут уточнены. Так, министр регионального развития Дмитрий Козак предложил дополнить целевые показатели теми, что отражают развитие муниципальной реформы и обеспечение доходами муниципалитетов. Еще Козак предложил снизить количество льгот по налогам, которые зачисляются в региональные и муниципальные бюджеты.