Имперский дух в хрупкой форме

Выставка «Под царским вензелем» состоит из 300 совершенных предметов, созданных на Императорском фарфоровом заводе в его лучшую пору

Эрмитаж показал в выставочном зале Успенской звонницы Кремля свои ценнейшие фарфоровые экспонаты – от кокетливой табакерки императрицы Елизаветы Петровны до томных ваз в стиле модерн, выпущенных перед революцией. Но самые величественные и роскошные вещи – это фарфор времен от Екатерины Великой до Николая I – эрмитажная гордость, мечта музеев и коллекционеров.

Темно-голубая с золотым декором кабинетная ваза «Сплетницы», фрагменты красного «Гурьевского» сервиза с росписью на русские сюжеты, предметы из орловского сервиза, малахитовой окраски монументальные вазы-краторы с изображением гренадеров, метровый круглый пласт «Сибирская флора», статуэтка «Водоноска», миниатюрные скульптуры из серии «Народы России» – все это классика русского декоративного искусства, образцы художественных стилей и красота-роскошь.

Императорский фарфоровый завод – один из главных брендов русской культуры. Его продукция хранится в крупнейших мировых музеях (чего нельзя сказать о русской живописи), неизменно высоко ценится на антикварном рынке (рекорд за пару николаевских ваз – $4 млн) и традиционно несет национальную идею. В фарфоре увековечивались победы русского оружия, виды Москвы и Петербурга, многонациональность российских жителей, внешность самодержцев, членов их семейств и героев войны 1812 г., на вазах и тарелках запечатлены мундиры и экипировка разных родов войск. И все это делалось в высшей степени искусно, с золочением, тонким орнаментом, в совершенных формах, по сложным технологиям. В таком тонком материале имперский размах не пугает.

И что совсем удивительно, Императорский завод до сих пор держит марку. Он не ронял ее и в то время, когда был переименован в Ломоносовский. Особой роскоши тогда, конечно, не производилось, но тонкостью фарфора и нежностью росписи продукция ЛФЗ благородно выделялась среди неказистых советских товаров. Узор «кобальтовая сетка», разработанный по мотивам еще елизаветинского «Собственного сервиза», по сей день украшает тарелки и чайные пары, которые охотно покупают. Так что задача «удовольствовать всю Россию фарфором», поставленная Екатериной II, успешно выполняется.