Бюджет: Сверхдоходы исчерпаны


По официальным данным Минфина, получение сверхдоходов федеральным бюджетом практически прекратилось: в январе – сентябре доходы, составив 5084,78 млрд руб., превысили плановый уровень лишь на 0,2%, или на 11,2 млрд руб.

Основная ведомственная причина – недобор доходов Федеральной таможенной службой на 3,4% (на 78,2 млрд руб.), которая впервые за все путинское время не выполнила бюджетные проектировки (налоговая служба перевыполняла их всегда, как и таможенная до III квартала 2007 г.).

Сокращение доходов произошло в сентябре, когда они составили лишь 18,5% ВВП по сравнению с 22,2% ВВП в среднем за январь – сентябрь. В результате бюджетный профицит сентября упал до 4,7% ВВП по сравнению с 7,6% ВВП в первом полугодии, 6,2 и 7,3% ВВП в июле и августе; в целом за девять месяцев профицит составил 7% ВВП.

Финансирование расходов составило круглую сумму в 3950,0024 млрд руб. и было на 4,9% (205,7 млрд руб.) ниже бюджетных проектировок.

Кассовые расходы, составившие 3483,74 млрд руб., ниже бюджетных проектировок уже на 16,2% (671,9 млрд руб., из которых на счетах бюджетополучателей зависли 466,2 млрд).

Профицит бюджета составил 1601,04 млрд руб., из которых 57,3% (917,9 млрд руб.) являются плановыми, 0,7% вызваны получением бюджетом дополнительных доходов, 12,9% – недофинансированием расходов, а 29,1% – замораживанием выделенных средств на счетах бюджетополучателей в целях, прежде всего, заведомо тщетной борьбы с инфляцией.

Остатки средств на счетах бюджета продолжали нарастать: в июле они выросли на 182,1 млрд руб., в августе – на 245,6 млрд, в сентябре – на 103,8 млрд. В целом за январь – сентябрь они увеличились более чем в полтора раза – на 1,6 трлн руб., с 3,1 трлн до 4,75 трлн руб., существенно превысив масштабы расходов федерального бюджета за то же время.

Лишь менее трех четвертей этих остатков сосредоточено Минфином в составе стабфонда, выросшего за девять месяцев более чем в полтора раза – с 2,3 трлн до 3,5 трлн руб. и составляющего 15,3% ВВП (при бюджетных проектировках, предусматривающих его доведение к концу года до 12% ВВП).

Интересно, что в августе из стабфонда погашался внешний госдолг России. «В счет погашения дополнительно подтвержденной задолженности бывшего СССР перед Французской Республикой, подлежащей реструктуризации в рамках Парижского клуба кредиторов» (сама формулировка «дополнительно подтвержденная задолженность» создает ощущение, что Минфин и правительство взяли на Россию сомнительный долг, который можно было и не выплачивать) из стабфонда было выплачено 70 млн руб. Был также досрочно выплачен существенно более масштабный остаток долга России Португалии – 2,14 млрд руб.

Расчетная доходность с начала операций по размещению средств стабфонда (с 24 июля 2006 г.), взвешенная в соответствии с его валютной структурой, составила 10,23% годовых в долларах США. Столь высокий уровень доходности заставляет подозревать, что операции с его средствами являются более рискованными, чем обычно принято считать. Курсовая разница по остаткам средств на его счетах в иностранных валютах с начала года составила -53,10 млрд руб. (1,8% от среднегодового остатка всех его средств).

Постатейное финансирование расходов федерального бюджета остается весьма неравномерным. При общем недофинансировании на 4,9% ни одно направление так и не было профинансировано полностью.

Лучше всего – на 99,2 и 98,8% соответственно – финансировались оборона, безопасность и правоохранительные органы.

Лучше среднего финансировались расходы на экологию (на 97,6%), социальную сферу (97,3%), межбюджетные трансферты (96,8%), образование (96,4%).

Несколько хуже среднего финансировались расходы на ЖКХ (на 93,4%), культуру (на 93,2%) и якобы приоритетное здравоохранение (на 92,7%).

Поразительно, что «парией Минфина» оказалась в январе – сентябре 2007 г. не экономика (хотя и она была профинансирована лишь на 87,9%), но общегосударственные расходы без расходов на обслуживание госдолга, профинансированные лишь на 84,0%.

Таким образом, реальным приоритетом Минфина является пополнение стабилизационного фонда, осуществляемое даже с опережением графика; расходные же статьи бюджета, ради которых он, собственно говоря, и существует, оказываются делом второстепенным, которым можно начать жертвовать даже не при нехватке средств, а при простом сокращении дополнительных доходов.