Вектор


Смена эталона

Еще пару лет назад главным показателем значимости сотового оператора был размер его абонентской базы. Компании старались заманить как можно больше абонентов. В ход шли все методы, от радикального снижения цен до раздачи бесплатных sim-карт. Но в 2006 г. проникновение сотовой связи в России превысило 100% – и стало понятно: приоритеты пора менять. Сейчас у операторов модно мериться друг с другом показателем ARPU – среднемесячной выручкой на абонента. Ради того, чтобы ARPU был выше, чем у конкурентов, компании порой не щадят прежнюю священную корову – абонентскую базу: «мертвые души», т. е. неговорящие абоненты, безжалостно отсеиваются. Но и ARPU не может быть главным индикатором развития сотовой компании – к такому выводу пришли аналитики Citigroup. Когда рынок насыщается, стоимость минуты разговора постепенно снижается и доходы операторов могут расти, только если им удается убедить абонентов активнее пользоваться услугами, поясняют аналитики. Поэтому ключевым показателем для оценки эффективности сотового бизнеса они считают MOU – среднемесячное количество минут разговора на абонента. Если так, самым эффективным оператором в России следует считать «Мегафон»: во II квартале его российский MOU был самым высоким среди операторов «большой тройки» – 239 минут в месяц.

Каждый сам за себя

ФСФР выступает за создание в России финансового института, который бы через участие в капитале, управляющем звене и расчетно-депозитарной инфраструктуре представлял единую биржевую организацию, заявил вчера руководитель ФСФР Владимир Миловидов. «Это сложный процесс, и он займет длительное время. Я думаю, это более приоритетное направление, чем создание центрального депозитария», – цитирует Миловидова «Интерфакс». Для центрального депозитария эти слова как смертный приговор. Если руководитель ФСФР не считает его создание главным приоритетом, то вряд ли он когда-нибудь будет создан.

Поверить же в то, что в России может быть создана единая биржа, очень сложно. Шанс на это мог появиться, если бы РТС была убыточной. Но она приносит прибыль, а ее срочная секция FORTS развивается семимильными шагами. В такой ситуации брокерам нет смысла избавляться от биржи, которую они считают своей. Выросшая из валютной биржи ММВБ – это вотчина банков, прежде всего государственных. Да и ЦБ не торопится выходить из капитала ММВБ. Существование РТС гарантирует брокерам защиту от тотального госконтроля за инфраструктурой. Реализовать план ФСФР можно, только продав ММВБ всем участникам рынка. В то, что это будет сделано, верится с трудом.