Партия – это не фракция

Центризбирком не нашел признаков предвыборной агитации в рассуждениях Владимира Путина о «Единой России»

В минувшую пятницу рабочая группа ЦИК по информационным спорам разбирала четыре жалобы на «Единую Россию» и ее кандидата № 1 Путина. КПРФ и СПС сочли, что в выступлении Путина в ходе прямой линии были признаки агитации: он выразил явное предпочтение одной из партий (назвал «Единую Россию» ключевым элементом дееспособности парламента) и формировал положительное отношение к партии (пообещал, что она поддержит возвращение северных зарплат и пенсий). Такую агитацию следует считать незаконной, агитационный период еще не начался, а эфир не оплачивался из избирательного фонда, настаивали заявители.

Прямые линии проходят периодически, поэтому нет оснований полагать, что мероприятие было проведено в связи с выборами, говорится в заключении правового управления ЦИК. Признаков агитации в ответах нет, поскольку «иной подход означал бы, что президент в его публичных выступлениях в период избирательной кампании <...> не вправе упоминать какие-либо партии и соответствующие фракции», а такого запрета в законе нет.

Кандидатам в депутаты от КПРФ Валерию Рашкину и Евгению Бессонову не удалось доказать, что программы телеканала «Россия» «Вести», «Вести недели» и «55» (авторская программа Никиты Михалкова о 55-летии президента) носили агитационный характер. Авторы жалобы ссылались на преобладание сюжетов, посвященных согласию Путина возглавить список «Единой России». Юристы ЦИК констатировали: передачи не вышли за рамки информирования избирателей.

Члену ЦИК с совещательным голосом от КПРФ Вадиму Соловьеву не удалось оспорить результаты проведенного по заказу ЦИК в октябре мониторинга предвыборного эфира, из которых следовало: в предвыборном эфире доминирует вовсе не «Единая Россия», а скорее КПРФ. Коммунисты оценили такой результат как недостоверный: по их данным, 45% эфирного времени досталось «Единой России», а КПРФ получила только 17% эфира. Но член ЦИК Игорь Федоров настаивал: коммунисты мониторили эфир «юридически некорректно», потому что засчитывали и сюжеты о деятельности фракций. Такая методика хоть и признана в Европе, но в наше законодательство не вписывается, утверждает Федоров: про работу фракций СМИ рассказывают по закону об освещении деятельности органов госвласти. А партии подпадают под избирательное законодательство.