Душить лучше тонко и со вкусом

Новый «Отелло» Мариинского театра оказался куда лучше прежнего, шестилетней давности

Первая в сезоне оперная премьера нарушила роковое правило Мариинского театра: каждая следующая постановка какого-либо произведения оказывается хуже предыдущей. Режиссер Василий Бархатов и художник Зиновий Марголин доказали: делать «Отелло» Верди заново стоило.

Прежний «Отелло» был тезаурусом рутинной пошлости. Бархатов то ли в силу юного возраста, то ли благодаря природному и воспитанному вкусу оперные штампы не приемлет. Его «Отелло» свободен от рутины и одновременно – от внешнего пустого «новаторства». Режиссер занят не броскими эффектами, а поиском психологических мотивировок – в результате понимаешь-чувствуешь, что происходит с героями, а не страдаешь, глядя на потуги изобразить шекспировско-вердиевские страсти-мордасти, как чаще всего случается при постановке оперных трагедий.

Костюмы отсылают примерно к началу XX в. Две крепостные стены углом уходят в глубину, на углу – маяк. Страшный шторм у берегов Кипра – он есть в либретто Арриго Бойто и, соответственно, в музыке, но здесь ситуация переведена из театрально-условной в подлинно драматичную: множество моряков потонуло, сам военачальник Отелло едва спасся. После всех положенных по сюжету интриг, драк и прочих волнений Отелло с Дездемоной наконец остаются одни. Она достает из контейнера (мужа только назначили, вещи еще не распаковали) столик, стулья, из сундука – белую крахмальную скатерть, вино, зажигает настольную лампу – и огромный лирический дуэт конца первого акта приобретает прямо-таки чеховскую достоверность и теплоту.

Такие точные человеческие детали скрепляют сценическую ткань. Отелло в приступе ярости-ревности опрокидывает расставленные вдоль стены венки (собираются хоронить погибших матросов): до какого ослепленья надо дойти, чтобы буквально растоптать траурный этикет. Дездемона (Ирина Матаева: искренняя, гордая, нежная – и отличная вокально) во время знаменитой арии об иве раздаривает прислуге платья, уже точно зная свою участь. Отелло, кстати, квартирует в башне маяка – в четвертом акте башня выдвигается на авансцену, Дездемона выходит на балкон, и когда перед неминуемыми шагами убийцы контрабасы в оркестре нагнетают саспенс, а балконная дверь медленно открывается, – по залу разливается буквально леденящий ужас.

Все остальное в оркестре было так же пластично – Валерий Гергиев в очередной раз подтвердил репутацию одного из лучших вердиевских дирижеров наших дней. Еще одним подарком стал Владимир Галузин в заглавной партии. Его мариинские работы последних сезонов заставляли, констатируя отменную, как всегда, драматическую игру, вспомнить, что знаменитый тенор, увы, уже не юн. Нынешний Отелло заставил об этом забыть – певец предстал в прекрасной форме.

Санкт-Петербург

Нужный Бархатов

«Отелло» – четвертый спектакль Василия Бархатова в Мариинке и третий в 2007 г. после «Енуфы» Яначека и «Бенвенуто Челлини» Берлиоза. Уже видно взаимопонимание постановщика и многих артистов. Кажется, труппа приобретает своего вменяемого и тщательного режиссера.