Закройщик второй кожи

Компрессионное белье продается и будет продаваться очень хорошо до тех пор, пока женщины хотят быть красивыми

Компрессионное белье для ожоговых больных, с которого мы начинали, теперь мы производим для морального удовлетворения», – говорит генеральный директор компании «Дирекция фонда МГИ» Борис Шмелькин. Основную же прибыль компании, оборот которой в 2006 г. приблизился к 1 млн евро, приносит компрессионное белье для пациентов пластических хирургов.

Борис Шмелькин в начале перестройки пошел торговать компьютерами и тут же заработал 200 000 руб. «Со мной был шок, – признается Шмелькин, – я не знал, что с деньгами делать». Однако, в 1991 г. он создал компанию «Дирекция фонда «Международное гуманитарное измерение». «Фонд возник в начале 90-х, когда в моде были общественные организации. А наша компания создавалась как структура, которая будет зарабатывать для него деньги. Фонд жив, мы уже к нему не имеем отношения, а название осталось», – объясняет Шмелькин. Стартовым капиталом стали те самые «сумасшедшие» 200 000 руб. Шмелькин купил на них оборудование и 80 км ситца.

Благое начало

Компания начала с пошива постельного белья, а в 1996 г. занялась медицинской одеждой: халатами, бахилами и хирургической формой, в том числе для единственного в Москве детского ожогового центра при 9-й горбольнице им. Сперанского. «Врачи рассказали мне, что им не хватает компрессионных повязок, предупреждающих образование рубцов и контрактур. Мы решили попробовать сделать такие повязки и столкнулись с огромными технологическими сложностями», – говорит Шмелькин.

«А потом благотворительный фонд Project Hope организовал нам экскурсию на расположенную в Ирландии фабрику американской компании Jobst (крупнейший мировой производитель компрессионного белья), – с благодарностью вспоминает Шмелькин. – Когда мы увидели современное производство, то первой реакцией было: все бросить. Но я уперся: буду делать эту одежду, и все! Компания Jobst дала нам лицензию, ткани, станки и систему конструирования. Все параметры мы отсылали в Ирландию, а нам оттуда присылали лекала».

С 1998 г. в компании шили не больше 40 лицензионных изделий в месяц, а сейчас «Дирекция фонда МГИ» сама конструирует белье, работает со всеми ожоговыми центрами России и производит 220–240 изделий в месяц. «Мы закрываем потребность этого рынка. Противоожоговая одежда стоит от 200 до 2500 руб. Наши обороты по этому направлению составляют около 400 000 руб. в месяц», – говорит Шмелькин.

«С «Дирекцией» мы сотрудничаем уже 10 лет. Это единственная в России компания, работающая с ожоговыми центрами. Они очень быстро выполняют заказы под конкретного больного», – комментирует заведующий Челябинским областным ожоговым центром Михаил Коростылев.

То же, но с кружавчиками

«Чтобы сохранить эффект пластической операции, после нее обязательно нужно носить компрессионное белье», – комментирует главный врач клиники «Сан-Лазар», пластический хирург Анатолий Слоним. «Развивать это направление было гораздо проще. Мы взяли за основу ожоговую одежду, модифицировали ее и обшили кружавчиками», – улыбается Шмелькин.

С 2004 г. «Дирекция фонда МГИ» продает компрессионное белье под торговой маркой Native по цене около 100 евро за штуку. «Продукция требует затрат на маркетинг, рекламу, участие в выставках», – объясняет Шмелькин. «С производителями этого белья я познакомился в 1998 г. на симпозиуме и с тех пор рекомендую его пациентам», – говорит доктор Слоним. «Наши клиенты – социально активные женщины 25–45 лет, стремящиеся к совершенству», – рассказывает руководитель отдела продаж «Дирекции фонда МГИ» Наталья Войнич. «Я делала липосакцию зоны живота, после которой нужно было полтора месяца ходить в компрессионном белье. Мой хирург посоветовал белье этой марки, через интернет я сделала заказ. Белье мне очень понравилось», – рассказывает предпринимательница из Ставрополя Елена.

Ценить и сочувствовать

«Если в «ожоговом» сегменте мы монополисты, то в сегменте компрессионного белья у нас есть конкуренты, в основном среди дистрибуторов иностранных компаний. Но они нас не душат, – говорит Войнич. – Ведь только у нас есть моментально возобновляемый склад, на котором около 4000 единиц компрессионного белья. Ни один дистрибутор не может себе позволить вложить деньги в такой объем продукции».

В России компрессионное белье еще выпускает костромская компания «Аист» (ТМ «Фэст»). «Это направление мы запустили два года назад, белье продаем по всей стране по цене от 700 до 1500 руб. в зависимости от моделей. Наш главный конкурент – марка Native, правда, белье у них в три раза дороже», – говорит менеджер по сбыту компании «Аист» Екатерина Абрамова.

По оценке Войнич, оборот российского рынка компрессионного белья приближается к 2 млн евро, 50% этого рынка составляют обороты «Дирекции фонда МГИ». «Наш оборот ежегодно растет примерно на 30%. И рынок пока далек от насыщения», – полагает Шмелькин. Как мужчина он не уверен, что нож пластического хирурга – правильный путь к красоте, а потому искренне сочувствует клиенткам. Но как бизнесмен очень их ценит.

Каждая вторая

По данным опроса, проведенного в 2006 г. агентством маркетинговых исследований ACNielsen, каждая вторая россиянка хотела бы сделать пластическую операцию. «Спрос на такие операции ежегодно растет на 15%», – утверждает главный врач клиники «Сан-Лазар» Анатолий Слоним. Объем российского рынка платных медицинских услуг, согласно исследованию Discovery Research Group, в 2006 г. составил $10 млрд и за последние пять лет ежегодно увеличивался в среднем на 27%.