Дорожные облигации

Выпуск инфраструктурных бондов государство не доверяет концессионерам – чиновники готовы заняться этим самостоятельно
РИА НОВОСТИ

Инфраструктурные проекты получат дополнительное финансирование, а долговой рынок – новый инструмент: транспортные облигации. Выпускать их предложил министр транспорта Игорь Левитин на Госсовете в Красноярске, чтобы шире задействовать частные средства.

Идею поддержали министр экономразвития Эльвира Набиуллина и министр финансов Алексей Кудрин. Деньги пойдут на финансирование платных авто- и железных дорог, модернизацию аэропортов, сказал Кудрин.

Облигации будут государственными, предполагает помощник министра транспорта Светлана Крыштановская.

Другой чиновник Минтранса говорит, что речь пока идет о 30 проектах государственно-частного партнерства – это платные автодороги, инфраструктура аэропортов и железных дорог, гидротехнические сооружения в морских портах.

Бумаги могут быть как краткосрочными (один год), так и на весь срок реализации проекта, говорит чиновник. Выпустить их может Минфин, ЦБ или Банк развития, добавляет он.

Банк развития, который будет финансировать инфраструктурные проекты, может привлекать деньги, в частности, за счет организации выпуска целевых облигаций, отмечает представитель Банка развития Андрей Мазуров.

Доходность дорожных облигаций будет выше, если эмитировать их будут частные компании, но тогда инвесторам нужны поручительство или гарантия государства, рассуждает Егор Федоров из Банка Москвы. Иначе инвесторы вряд ли рискнут вкладываться в инфраструктурные проекты на долгий срок.

Во всем мире инфраструктурные облигации эмитируются частными компаниями, говорит Иннокентий Иванов из юрфирмы Freshfields Bruckhaus Deringer. Правительственная поддержка скромнее: нормативные акты, создающие проекту режим наилучшего благоприятствования, «комфортные письма» инвесторам, считает Михаил Галкин из МДМ-банка. Почти всегда подобные проекты получают высокие кредитные рейтинги, отмечает Галкин. А выпуск облигаций от лица или под гарантии госинститутов – дополнительная долговая нагрузка на бюджет, говорит он, увеличивается риск недобросовестного поведения оператора, чьи долги гарантированы государством.

Выпуском облигаций могло бы заняться специальное агентство типа АИЖК, считает Федоров. Даже сейчас, при не очень хорошей конъюнктуре, Moody’s присвоило АИЖК рейтинг на уровне странового, ее облигации торгуются хорошо, говорит Федоров. Выпускать такие бумаги правительству уже предлагал Консультативный совет по иностранным инвестициям (КСИИ), напоминает предправления ООО «Дойче Банк» Йерг Бонгартц. Покупатели – консервативные инвесторы: страховые компании, пенсионные фонды.