Анатомия здания: Поднимут до небес


Функционирование высотного бизнес-центра невозможно без современных лифтов, способных быстро поднять человека на сотни метров вверх. От лифтового оборудования зависят успех работы всего комплекса, комфорт и безопасность обитателей.

недавних пор в Москве высотных зданий было мало. Со временем к сталинским высоткам прибавилось несколько жилых домов, в их числе “Эдельвейс” ГК “Конти” на Давыдковской улице, первый проект амбициозной программы столичных властей “Новое кольцо Москвы”, предусматривающей строительство нескольких десятков небоскребов в черте города. И дома компании “Дон-Строй”, включая “Триумф Палас” в Чапаевском переулке – самый высокий на сегодняшний день жилой комплекс в Европе. Можно назвать также отель “Красные Холмы” на Космодамианской набережной и несколько других.

Планы по строительству небоскребов в Москве были давно. Еще в 1976 г. в Москве на конгрессе CIB, проходившем с участием представителей международной общественной организации инженеров и архитекторов, была принята общая классификация зданий по их высоте. Строения высотой до 30 м были отнесены к зданиям повышенной этажности, если высота превышала 50, 75 и 100 м, они, соответственно, причислялись, к I, II и III категориям многоэтажных зданий. Высотными было принято называть здания выше 100 м.

Важно, что для классификации зданий был принят критерий не этажности, а высоты в метрах. Такой подход объяснили различием в нормах проектирования, касающихся высоты возводимого этажа. Само понятие “высотное здание” в разных странах означает разное. Например, в российской столице, где нормы проектирования многоэтажного массового жилищного строительства были ориентированы на высоту до 75 м, сложилась практика отнесения к высоткам зданий выше 75 м.

Элементы качества

По словам Екатерины Крупиной, заместителя генерального директора ХК “Кловер Групп”, от качества лифтов в немалой степени зависит восприятие всего здания. Лифт в высотке – это не просто техническое средство, помогающее передвигаться по этажам, это сложный механизм с массой важных характеристик.

Как отметил Виталий Тарасов, менеджер проектов отдела управления проектами Cushman & Wakefield / Stiles & Riabokobylko, выбирая марку лифта, застройщики обычно обращают внимание на такие характеристики, как надежность и безопасность, бесшумность движения лифта, точность остановок, дизайн кабины, плавность набора и снижения скорости, а также скорость хода лифта.

Например, скорость во многом зависит от конструкции привода лифта. В лифтах, предназначенных для высотных зданий, безредукторный привод. Он потребляет немного электроэнергии, не требует расходов на обслуживание, имеет небольшие размеры, под него нет необходимости сооружать машинное помещение, что значительно упрощает и удешевляет строительные и монтажные работы по лифтам и, соответственно, всего здания в целом.

Павел Пека, эксперт проектов Mirax Group, считает, что при выборе лифтов для высотных зданий основным вопросом является обеспечение нужного трафика движения, что на практике означает минимальное время ожидания вызываемого лифта всеми посетителями здания. Виталий Тарасов отметил по этому поводу, что российские лифты по многим техническим характеристикам практически не уступают зарубежным аналогам, но скорость их хода не превышает 1,6 м/с – это одна из причин, почему в высотном строительстве девелоперы не используют отечественную продукцию. Для сравнения: скорость лифтов ThyssenKrupp составляет от 4–7 м/с, а лифт Alta (Kone) способен развивать скорость до 17 м/с.

По данным компании “Шиндлер”, на сегодняшний день лишь несколько производителей в мире выпускают лифты, перемещающиеся со скоростью до 10 м/с. Лифты такого типа требуют совершенно иных конструкторских и технологических решений, чем обычные. С одной стороны, производителю необходимо обеспечить соблюдение требований по уровню шума, вибрации, скорости и дизайну, чтобы пассажиры чувствовали себя комфортно, а с другой – на чашу весов ставится безопасность. “Поэтому лифтовая конструкция должна иметь разрешение Госгортехнадзора на эксплуатацию и в особых случаях – дополнительные документы, подтверждающие надежность и качество деталей лифта”, – говорит Виталий Тарасов.

По данным исследований, проводимых лифтостроителями, ожидание не вызывает раздражения, если лифт приходит в течение 15–22 секунд – это время комфортного ожидания. Производители лифтов разработали специальные, так называемые “умные системы” управления лифтами. Например, в лифтах Otis в модели, используемой для установки в высотках, Elevonic Class используется система RSR Plus.

По данным производителя, RSR – это числовой индекс, выражающий время, необходимое данному лифту для ответа на вызов. Он присваивается микропроцессорной системой каждому лифту в группе и оценивается ею. На основании такой оценки система управления определяет кабину, которая за минимальный промежуток времени отреагирует на поступивший вызов. Каждой кабине в данном рабочем состоянии на основе анализа вышеупомянутых параметров начисляется определенное количество “бонусов” (время, вычитаемое системой) и “штрафов” (время, добавляемое системой). Результат этих операций и определяет числовой индекс RSR. Кабина с самым низким индексом отправится на этаж, с которого поступил вызов.

В моделях Elevonic Class устанавливается еще одно новшество – система защиты дверей Lambda 3D. Она представляет собой инфракрасный занавес, состоящий из 56 инфракрасных лучей, и не дает закрыться двери лифта, если в дверном проеме или рядом с ним находится кто-либо из пассажиров.

Екатерина Куканова, руководитель пресс-службы ГК “Дон-Строй”, считает, что компьютерная система управления лифтами позволяет увеличить эффективность их работы на 15–20%. “Интеллектуальные системы позволяют контролировать доступ на этажи, идентифицируя пассажира, заранее определять пункт назначения и группировать потоки пассажиров, оптимизируя трафик”, – рассказывает она.

Компания “Шиндлер” оснащает свои лифты новейшей системой Lobby Vision, которая предоставляет на компьютере в режиме реального времени информацию о рабочем статусе сразу всех лифтов. По данным “Шиндлер”, информация включает такие параметры, как количество поездок, количество срабатываний реверса дверей (общее и по этажам), распределение вызовов лифта по этажам, число пассажиров, прибывающих и отправляющихся с каждого этажа, среднее время ожидания лифта и т. д. Результаты статистического анализа выводятся на экран в виде удобных графиков и таблиц.

Для высотных зданий с интенсивным пассажиропотоком Kone предлагает инновационную систему управления по этажу назначения – Kone Polaris. Новшество заключается в том, что пассажиры выбирают нужный этаж не в самой кабине лифта, а в вестибюле на 1-м этаже здания. Что позволяет не только сэкономить время, но и повысить уровень комфорта и удобства, особенно в случаях загруженности лифтов. Все остальные этажи оборудованы обычными кнопками вызова кабины.

Система Kone Polaris используется для управления пассажиропотоком в зданиях, где установлены как скоростные лифты Kone Alta со скоростью до 17 м/с, так и лифты без машинного помещения Kone MonoSpace. К слову, лифтами Kone Alta оснащены самые известные в мире небоскребы – это башня Almas Tower, которая является одним из самых высоких зданий в Дубае, 33 лифта Kone Alta осуществляют подъем пассажиров на высоту 297 м; Hyatt Center в Чикаго, где 25 высокоскоростных лифтов поднимают на высоту 197 м, а также 42-этажная коническая стеклянная башня Swiss Re в Лондоне, оснащенная 24 лифтами. В настоящее время Kone Alta устанавливаются на объектах “Москва-Сити”.

В лифтах для высоток предусмотрена автономная энергосистема, которая исключает возможность того, что кабины окажутся заблокированы. “В случае отключения центрального энергоснабжения системы объекта переходят на резервное питание. Это значит, что в течение 3–4 часов лифты продолжат работу в обычном режиме”, – говорит Юрий Синяев, директор по маркетингу ГК “Конти”.

Прежде чем производство скоростных лифтов было поставлено на поток, новое оборудование прошло серьезные испытания. Специальные башни, где проходят тестирование новые лифты, есть у всех ведущих компаний-производителей. Как рассказали в московском представительстве Kone, все скоростные лифты Kone Alta проходят многоступенчатую систему контроля в испытательной шахте Tytyri недалеко от Хельсинки. Она построена в 1998 г. в шахте бывшего рудника. Глубина шахты – 350 м, в ней расположены сложные системы коммуникаций и специальная лаборатория по тестированию технического состояния испытываемого лифтового оборудования.

Эстетика комфорта

По словам Антонины Лаировой, старшего аналитика компании Prime City Properties, к важным характеристикам лифтов для высоток можно отнести эстетические. Стеклянные стены с одной либо с нескольких сторон кабины, отделка лифтов дорогостоящими материалами – все это не влияет на базовые параметры скорости обслуживания сотрудников и посетителей бизнес-центров, но важно для повышения статуса объекта, объясняет она. “Пользователи больше обращают внимание на отделку лифта, чем на техническую составляющую”, – добавляет Юрий Синяев.

По словам Виталия Тарасова, для зданий с различным уровнем комфорта применяются различные разработки дизайна кабины. “Например, применение стекла позволяет создать панорамный вид из лифта, а зеркала увеличивают пространство”, – говорит он.

Павел Пека рассказал, что внутренние панели кабины могут быть выполнены из полированной нержавеющей стали, что также позволяет визуально расширить пространство. Возможен вариант отделки из шпона ценных пород дерева или с использованием натурального камня. Потолок с естественным и комфортным для глаз освещением и напольное покрытие из мрамора. Что касается дверного портала, то он может быть выполнен из шлифованной или полированной нержавеющей стали с гравировкой в виде оригинального рисунка или логотипа компании. Лифты в деловом комплексе “Федерация” оборудованы дисплеями, на которых можно выводить практически любую информацию.

Сделать выбор

Екатерина Крупина считает, что основными критериями при выборе лифтов для офисного комплекса являются репутация производителей на мировом и российском рынке, соотношение цена/качество на их продукцию и наличие развитой сервисной инфраструктуры. Например, как рассказала Екатерина Куканова, “Дон-Строй” выбирает поставщиков лифтов как для жилых, так и для коммерческих объектов среди ведущих мировых производителей – Shindler, Kone, ThyssenKrupp, LG. “Причина очевидна: эти компании имеют огромный опыт и вкладывают значительные средства в разработку новых технических решений”, – говорит она.

По словам Алексея Михайлова, менеджера высотных проектов компании “Шиндлер”, все параметры лифтового оборудования в высотках рассчитываются исходя из предполагаемой нагрузки людского потока. “Из расчетов становится ясно, какими параметрами должны обладать лифты для обеспечения полноценной и бесперебойной работы”, – уточняет он.

Вопрос об использовании лифтов конкретных компаний-производителей обсуждается еще на этапе разработки концепции здания. “Высотка – это сложный дом, поэтому [при строительстве “Эдельвейса”] рассматривались предложения лучших мировых производителей лифтового оборудования, в итоге выбор пал на ThyssenKrupp”, – рассказывает Юрий Синяев. Павел Пека подтвердил, что выбор поставщика лифтового оборудования в проект Mirax Group “Федерация” был осуществлен по тендеру. Фирмами – участниками тендера был представлен симуляционный анализ движения лифтов с условием ожидания кабины лифтов не более 25 секунд в пиковый режим времени. Лучшие результаты были представлены ThyssenKrupp и “Шиндлер”. Эти компании и стали поставщиками лифтов на объекте “Федерация”.

По словам директора по корпоративным проектам Kone в России Юкки Кюлмяля, работа над проектом (поставок лифтового оборудования для зданий в “Москва-Сити”) началась еще в 1992 г., когда были озвучены первые планы московского правительства по строительству “Москва-Сити”. “Активное сотрудничество и контакты Kone с архитекторами, застройщиками, девелоперами и консультантами, активная помощь со стороны Kone по расчетам пассажиропотоков, консультации по выбору оптимального оборудования, скорости и грузоподъемности позволили нам успешно конкурировать и выиграть наиболее значимые участки “Москва-Сити”, – говорит он.

Владислав Самохин, генеральный директор Kone, указывает, что в лифтовой отрасли существует три основных момента, на основании которых заказчик принимает решение о выборе оборудования того или иного производителя, – это финансовый, технический и психологический факторы, или, другими словами, цена, надежность оборудования и сила бренда. “Когда заказчик рассматривает три этих ключевых аспекта в комплексе, то хотя бы по одному из них у нас всегда есть преимущество”, – отмечает он.

По словам Михайлова, каждый лифт компании можно назвать эксклюзивным, потому что разрабатывается он всегда под индивидуальный проект. “Это позволяет получить заказчику именно то, что он хочет”, – подчеркивает он.

Небоскребы “Сити”

“Москва-Сити” – крупнейшая площадка по использованию скоростных лифтов в России. Важно отметить, что небоскребы, которые строятся в российской столице, будут самыми высокими зданиями не только России, но и Европы. Комплекс “Федерация” на 247 м превосходит Коммерцбанк во Франкфурте – самое высокое из построенных европейских зданий. Высота “Федерации” со шпилем – 506 м. Башня “Восток” поднимется на 360 м, а “Запад” – на 243 м.

По данным Mirax Group, в башне “Запад” будет установлено 17 лифтов ThyssenKrupp, из них первая группа будет включать шесть лифтов модели Twin, которые будут обслуживать пассажиров до 32-го этажа. Модель Twin представляет собой две кабины, перемещающиеся в одной шахте независимо друг от друга. Этот тип лифта является новой разработкой компании ThyssenKrupp специально для небоскреба “Федерация”, говорит Павел Пека. Вторая группа, пять лифтов Twin, будет обслуживать 33–46-й этажи. Третья группа представлена четырьмя лифтами обычного типа – Single Deck, которые поднимут посетителей с самого низа до 62-го этажа, два из них поедут до апартаментов 48-го этажа без остановки.

“Удобство группирования лифтов состоит в том, что они управляются единым компьютером, который сам выбирает, какой лифт ближе для клиента”, – объясняет Павел Пека. Четвертая группа лифтов представлена двумя техническими лифтами Single Deck Schindler и тремя лифтами, обслуживающими от 4-го до 6-го этажа стилобатной части.

В башне “Восток” будет установлено 36 лифтов марки Schindler. Из них для офисных зон предусмотрено 12 лифтов: семь будут обслуживать с 4-го по 38-й этажи, а пять – с 4-го по 51-й этажи. Три экспресс-лифта специально будут предназначены для гостей отеля (с 3-го до 93-го этажа) и три лифта для сервисных подразделений обслуживания отеля (с 3-го до 93-го этажа). В здании специально установлено шесть лифтов для апартаментов и VIP-гостей (с 4-го по 89-й этаж), два лифта для транспортирования пожарных подразделений (с 4-го по 93-й). Дополнительно в здании будут работать два панорамных лифта общего пользования, четыре лифта для гостей отеля (с 47-го по 93-й), два лифта для сервисных подразделений для обслуживания отеля и апартаментов (с 53-го и до крыши).

В стилобатной части “Федерации” будет функционировать 11 лифтов Schindler. Среди них: по два лифта для инвалидов и для ночного клуба, пять лифтов – для технической поддержки и офисов и два – для обслуживания кухни бара-ресторана отеля. Необычное решение предложено для подиума здания, где разместится офис Mirax Group. Впервые в российской строительной практике будут применены наклонные лифты inclined lifts. Как пояснил Павел Пека, необходимость применения данного типа лифтов вызвана тем, что атриум подиума конически расходящийся, его радиус кверху увеличивается, соответственно, лифты будут повторять наклон атриума.

В настоящее время уже три высотных комплекса на территории “Москва-Сити” оснащаются лифтами Kone. Первый – это многофункциональный административный комплекс с отелем и жилыми апартаментами высотой 56 этажей. В здании будет функционировать 30 лифтов. Второй проект – Capital City, здание с двумя башнями высотой 274 м (73 этажа). Kone поставит сюда 52 лифта, из них четыре – с двухъярусными кабинами Double Deck, 34 лифта будут снабжены системой управления лифтами по этажу назначения Kone Polaris. Третий – Naberezhnaya Tower, включающий три башни. Максимальная высота центрального здания – 268 м. На объект Kone поставит 45 лифтов.

Лифты Kone будут установлены также в многофункциональном комплексе Gradex, который возводится на пересечении Ленинградского шоссе с Третьим транспортным кольцом. В здании высотой 107 м будет 23 лифта со скоростью движения до 4 м/с.

Компания “Шиндлер” стала поставщиком лифтового оборудования в строящийся офисный комплекс на ул. Беговой, возводимый компанией “ДС Девелопмент”. Проект предполагает строительство 230-метрового офисного центра (42 этажа). В здании будет установлено 11 высотных лифтов Schindler 7000, шесть из которых будут Double Deck. По информации из компании, суть технологии Double Deck – в одной шахте будут двигаться две лифтовые кабины. Это позволяет сократить количество шахт при сохранении высокой пропускной способности, а как следствие, снизить затраты. Максимальный путь движения лифтов Double Deck составит 105 м, одиночных высотных лифтов – 158 м. Лифты будут работать на скорости от 4 м/с до 6 м/с.

Участие компании “Шиндлер” в проекте определилось после того, как на одной из стадий работы архитекторам стало понятно, что количества лифтовых шахт в здании недостаточно. По словам Алексея Михайлова, специалисты компании проделали большую работу при подготовке проекта для решения проблемы. “Вместе с заказчиком мы начали анализировать возможность применения мультидековых решений, которые в итоге и были реализованы”, – говорит он. В каждой компании – производителе лифтов уже сформирован объемный пакет заказов, продолжаются переговоры об участии в новых проектах.