Громкие имена: Бельгийские первопроходцы


В ноябре 2007 г. компания Rezidor Hotels Group официально открыла генеральное представительство в Москве. Это первый офис, который открыт международной управляющей гостиничной компанией в России. О планах работы в России, о новых проектах рассказывает Мишель Сталпорт, региональный вице-президент по России, странам СНГ, Балтии и Турции Rezidor Hotels Group.

Компания работает на рынке России более 10 лет, но филиал головного офиса в Москве вы открывать не торопились. Считаете, было не время? Или были иные причины?

В России мы уже давно, наша работа началась еще задолго до открытия генерального представительства в Москве. Сначала мы управляли отелями компании Rezidor, а в 2004 г. компания открыла в Москве представительский офис по развитию бизнеса по России и странам СНГ. За два года работы было подписано много контрактов. Мы на практике ощутили, что работа складывается более успешно и эффективно, если сотрудники компании находятся непосредственно в стране, где мы развиваем бизнес, когда руководство всеми рабочими процессами осуществляется из Москвы, а не из Брюсселя. Российским партнерам это тоже выгодно – встретиться и обсудить возникающие вопросы гораздо удобнее в Москве.

В начале 2006 г. Rezidor Hotel Group управляла тремя отелями в России, а также двумя отелями, открытыми по франчайзингу в Сочи. Именно в это время компанией было принято решение открыть генеральное представительство в России.

В июле 2006 г. я был назначен руководителем проекта – открыть в Москве филиал Rezidor Hotel Group, который будет осуществлять такие же функции, как и наш головной офис в Брюсселе. За это время я подобрал помещение для офиса, перевез часть наших специалистов из Брюсселя, нанял сотрудников в Москве. Сейчас наш филиал уже работает, и я считаю, что пришло время объявить об этом.

Какими критериями вы руководствовались при выборе места расположения офиса?

Наша компания известна во всем мире, мы управляем отелями пяти брендов, начиная от среднеценового сегмента рынка до категории de luxe, поэтому для нас было принципиально важным найти офис в здании с выигрышным местом расположения, как принято говорить на Западе – AAA location. Это, конечно, должен был быть центр Москвы. Второй важный момент – это качество самого офиса и офисного здания, в котором он расположен. Наше представительство располагается в бизнес-центре класса А “Шереметьевский” на ул. Никольской, рядом с Красной площадью.

Чем отличаются функции, выполняемые вашим головным офисом в Бельгии, от функций московского филиала?

Головной офис задает направление, разрабатывает стратегию развития, устанавливает параметры, которых должны достичь разные подразделения, и, конечно, определяет стандарты. Наш московский филиал принимает эти направления и стандарты и их внедряет. Кроме того, московский филиал проводит анализ рынка и консультирует головной офис по особенностям российского рынка гостеприимства и путей развития на нем.

Как вы оцениваете рынок гостеприимства Москвы?

Прежде всего хочу отметить, что в Москве современных отелей недостаточно, а спрос очень большой. Это относится к отелям разного уровня: и к дорогим, и к работающим в среднем и низком ценовых сегментах. И я считаю, что в будущем деловая активность и туризм в Москве будут развиваться, что потребует еще большего количества мест в современных отелях. Но для этого нужно хотя бы ускорить процедуру выдачи виз. Сегодня на получение российской визы уходит 10 дней, что по установившемуся ритму жизни в бизнесе очень долгий срок для планирования поездок. Вторая проблема заключается в том, что на строительство отелей, в частности на получение и согласование проектной документации, в Москве уходит очень много времени, поэтому сроки их выхода на рынок часто переносятся. Например, если в Европе подписан контракт на строительство отеля, мы берем на себя обязательства открыть его в течение 24 месяцев. В России так не получается.

Какие департаменты компании находятся в представительстве в Москве и чем они занимаются?

В Москве у нас находится три департамента – первый открыт еще в 2004 г. (департамент по развитию бизнеса, его возглавляет вице-президент по развитию бизнеса Арилд Ховланд). Задача подразделения заключается в том, чтобы открывать новые отели под управлением Rezidor Hotel Group в России и странах СНГ. Второй – департамент технической помощи – предоставляет услуги отелям, которые находятся в стадии строительства. В его функции также входит контроль за соблюдением международных стандартов по строительству отелей и стандартов Rezidor Hotel Group. Третий – Operations – занимается оптимизацией доходов отелей, осуществляет региональный финансовый контроль уже открывшихся отелей, занимается консультированием отелей в плане оптимизации расходов, маркетинга, продаж и т. д.

Есть ли в Москве отели, которые вам нравятся? По каким критериям вы оцениваете отели?

Мне нравится отель Radisso SAS Slavyanskaya. Он всегда был центром деловой активности. В любое время, когда в него ни зайдешь, в отеле кипит бурная деловая жизнь: проходят конференции, конгрессы, встречи, переговоры. В отеле созданы все условия для того, чтобы людям было комфортно. Rezidor Hotel Group развивает систему обучения персонала, которая называется Yes I Can!. Это культура обслуживания, философия сервиса. В Москве мне также нравится отель “Метрополь”, мне интересны его архитектура, место расположения в центре города.

Rezidor Hotel Group управляет отелями под разными брендами. Есть ли какие-то специальные требования к зданиям отелей, их оснащенности, месту расположения, чтобы они соответствовали позиционируемому классу?

Самая важная характеристика – место расположения отеля. В зависимости от категории отеля требования к месту расположения меняются. Например, отели нашего бренда The Regent (luxury, “5 звезд+”) могут располагаться только в самых престижных местах (ААА). В Москве это исторический центр города, вблизи Красной площади. Отели бренда Radisso SAS (“5 звезд”) могут находиться в центрах деловой активности, в легкодоступных местах. Для расположения гостиниц бренда Park In (“3 звезды” и “4 звезды”) выбор площадок более широк, но обязательным условием является близость транспортных магистралей, зон деловой активности.

Что же касается самих зданий гостиниц, расположение в них бизнес-центров, ресторанов, конференц-залов, бутиков, то требования к ним будут зависеть от бренда гостиницы. Минимальный размер номеров также зависит от бренда. Основные технические требования для всех отелей, управляемых Rezidor Hotel Group, – это отличная звукоизоляция, кондиционирование с управлением в номерах, покрытие WiFi на территории всего отеля. Мебель должна быть качественная, соответствующая модным тенденциям и направлениям. В комнатах для переговоров и проведения конференций должна быть установлена современная система кондиционирования, звука (sound system), подведен интернет и желательно, чтобы из окон открывался интересный вид. Что же касается питания в ресторанах отелей, то важным условием является обеспечение постояльцев свежей и здоровой пищей.

Ваша компания заявила о развитии в столице. Какие проекты сейчас находятся в работе? Расскажите о них.

В настоящее время в Москве строятся три отеля под брендом Radisso SAS. Все они откроются в конце 2009 г. Radisso Belorusskaya рассчитана на 264 номера, Radisso Riverside – на 200 номеров. Строительство отеля Radisso Olympiskij на 375 номеров начнется весной 2008 г., но, так как на выделенной под отель площадке не нужно ничего сносить, строительство его тоже должно завершиться в 2009 г. Работа по всем трем отелям является примером отличного сотрудничества технического департамента компании с архитекторами, разработчиками проектов отелей. Мы сможем предложить своим гостям самые современные номера, оборудованные по последнему слову техники, и очень высокий уровень комфорта.

У вас большой опыт по консультированию девелоперов, возводящих отели в разных странах, всегда ли ваши позиции разделяют российские девелоперы? Например, следует ли размещать торговые ряды в отелях категории “5 звезд”?

Признаюсь честно, трудности есть. Очень часто приходится убеждать российских девелоперов в том, что нужно четко соблюдать баланс в требованиях, предъявляемых к строительству отелей, офисов и торговых центров. В зависимости от бренда отеля какие-то сочетания перечисленных форматов возможны, но если мы говорим об отелях класса de luxе, то в них не будет сложно совместить под одной крышей отель и маленькие бутики, но ни в коем случае невозможна модель, когда на 1-м этаже расположен большой торговый центр, а отель находится над ним. Но, например, в отелях бренда Park In возможно допустить, что в одном здании будут располагаться и отель, и торговый центр. Наша практика работы в России показала, что российские девелоперы очень часто хотят совместить объекты торговли и гостиницу, но это не всегда допустимо. Мы стараемся их убедить в общепринятых международных принципах.

Может ли компания помочь с привлечением иностранных инвесторов в ваши проекты в России? У вас уже есть подобный опыт?

Да. Мы уже привели двух международных инвесторов и партнеров в свои российские проекты. Это частные компании – инвесторы, в частности норвежская компания Wenаas Group, она инвестировала средства в отели в Санкт-Петербурге. Для инвестиционных фондов, институциональных инвесторов адаптироваться к условиям российского рынка гораздо сложнее.

Какие основные сложности, с которыми сталкиваются девелоперы, строящие отели в Москве?

На мой взгляд, основная сложность – это получить все разрешения на строительство и согласования на подключение коммуникаций.

Все три новых отеля, которыми будет управлять ваша гостиничная сеть в Москве, – новое строительство, а отели после реконструкции вас интересуют? Каким должно быть старое здание, чтобы вы могли разместить в нем отель вашей сети?

Конечно, нас интересуют и существующие объекты. Например, под отель Radisso SAS Royal в Санкт-Петербурге на Невском проспекте был полностью восстановлен исторический фасад здания. В нем раньше располагался дворец. Чтобы старое здание было интересным для размещения наших отелей, необходимо, чтобы оно имело архитектурную ценность, исторический фасад. В таком случае здание реконструируется по стандартам, принятым в Rezidor Hotel Group, и в нем открывается отель. Бутик-отели под брендом Radisso недавно открыты в исторических зданиях в Париже и Вене.

Почему компания сама не занимается девелопментом отелей, ведь у вас такой большой опыт по консультированию девелоперов?

Мы сильны в работе по управлению отелями, мы знаем этот бизнес, поэтому руководство компании считает, что Rezidor Hotel Group должна развиваться в том направлении, в котором является [сильной и] профессиональной. Девелопмент – не наш бизнес, поэтому мы оставляем его компаниям, которые специализируются на развитии проектов и управлении строительством.

Ваши ближайшие планы развития в России и в Москве?

Сегодня я могу с уверенностью сказать, что мы набрали определенный опыт по открытию и управлению отелями в России. Всего же в Rezidor Hotel Group в регионе Европа, Ближний Восток и Африка находится в управлении более 309 отелей в 48 странах – это более 63 000 номеров. Из последних объектов в России в 2006 г. мы открыли свой первый отель среднего класса на 160 номеров под брендом Park In в Екатеринбурге. В 2008 г. в Ростове-на-Дону намечено открытие Radisso Style Hotel на 100 номеров, в 2009 г. будет введена в эксплуатацию гостиница под брендом Park In в Рязани. Она будет включать 200 номеров, восемь конференц-залов, два ресторана, бассейн. В 2010 г. должен быть построен отель в Тюмени (225 номеров), В планах на 2010 г. у нас открытие отеля сети Radisso в Калининграде на 175 номеров. Отличительная особенность отеля в том, что он будет частью многофункционального комплекса, включающую торговую зону. И я уже назвал три отеля, открытие которых запланировано на 2009 г. в Москве. Всего же в России сейчас в управлении и стадии строительства под маркой Rezidor Hotel Group находится 15 отелей. По ряду проектов у нас идут переговоры, несколько из них планируется открыть в Москве. Мы считаем, что в Москве можно открыть отели под четырьмя нашими брендами – Regent, Missoni, Radisso и Park Inn, и это есть в наших планах. Стратегия нашей компании заключается в том, что более подробно мы сможем рассказать о своих проектах только после заключения контрактов на управление отелями. Rezidor Hotel Group планирует открывать в России и, в частности, в Москве новые отели, это стратегическое направление развития нашей компании. Исследования говорят о том, что отели в России имеют очень высокую рентабельность.

Какие города России представляют интерес для вашей компании?

На сегодняшний день в зоне нашего интереса находится 50 городов в России и странах СНГ с населением от 300 000 человек.

Какой срок окупаемости гостиницы, управляемой вашей компанией в Европе, и какой срок предположителен, по вашим расчетам, в Москве?

В Москве срок окупаемости гостиниц в 2–3 раза быстрее, чем в Европе, но в России больше рисков.

Ходили слухи, что владелец собирается продать гостиницу Radisso Slavyanskaya в Москве. Вам что-то известно о его намерениях?

Я тоже узнал об этом из газеты и сейчас же позвонил представителю собственника отеля. Он мне ответил, что ему ничего не известно о продаже. Rezidor Hotel Group – управляющая компания, поэтому мы не участвуем в переговорах о продаже. А контракт на управление отелем Radisso Slavyanskaya у нас заключен на 20 лет.

Отличается ли политика компании в назначении цен за размещения в номерах отелей, принадлежащих одному и тому же бренду, в зависимости от страны размещения отеля? Какие будут цены на номера в ваших новых отелях в Москве?

Цены на гостиничные номера формируются рынком, поэтому у нас нет фиксированных цен на номера в гостиницах, работающих под одним и тем же брендом в различных странах мира. Могу подтвердить, что действительно цены разные. Например, цена номера в отеле Radisso в Москве, Париже, Лондоне может составлять $500, а в отеле, работающем под этим же брендом в Брюсселе, Ницце, Марселе или Берлине, – всего $300. Цены на номера в строящихся отелях Москвы будут назначаться в зависимости от рыночной ситуации на момент их открытия. Но с учетом того, что это будут новые отели международного уровня, очень высокого современного стандарта, цены на номера будут соответствовать высшему сегменту рынка.

Все три отеля в Москве будут соответствовать уровню “5 звезд”?

Как правило, международные компании не классифицируют свои отели по количеству звезд. Это объясняется тем, что в разных странах существуют разные стандарты и требования к отелям. Но если оценить гостиницы по стандартам российского рынка, то наши отели соответствуют международному уровню “4+” и “5 звезд”.

Когда вы путешествуете, вы предпочитаете останавливаться только в отелях своей сети или это не имеет значения?

Если в городе работают отели наших гостиничных брендов, то я предпочитаю останавливаться в них. Это в первую очередь объясняется тем, что я уверен в качестве предоставляемых услуг, в безупречном сервисе. Для меня, как делового человека, важно оставаться на связи, а, как я уже сказал, во всех наших отелях бесплатный WiFi в номере. Мне очень нравятся кофе-машины Nespresso, которые установлены во всех номерах бизнес-класса, и то, что отелях нового поколения модный интересный дизайн интерьера. Если же в городе нет наших гостиниц, то для меня самыми важными критериями являются место расположения, высокие международные стандарты управления отелем, наличие современных коммуникационных технологий, в частности WiFi.

Какие бы вы могли привести аргументы в пользу того, чтобы клиент предпочел остановиться в отеле вашей сети?

Мы всегда делаем ставку на высокий уровень комфорта, удобство для наших клиентов. Поэтому качество нашего продукта – это касается и номеров отеля, и ресторанов, и переговорных комнат – у нас очень высокое. Подтверждением моих слов служит результат исследований, проведенных известной компанией J.D. Power and Associates. В 2007 г. два бренда, управляемые Rezidor Hotel Group, показали наилучшие результаты в Европейском индексе удовлетворенности гостей. Согласно исследованиям гостиницы Radisso SAS находятся на 1-м месте среди отелей высшей категории, а Park In возглавляет рейтинг отелей среднего класса. Хочу отметить, что исследования базировались на отзывах 11 728 гостей, останавливающихся в отелях с июня по сентябрь 2007 г. Это показывает, что наша философия Yes I Can!, а также новая концепция Business Class, которой мы руководствуемся, очень успешны. Мы современная компания с постоянным высоким уровнем стандартов всех наших гостиничных брендов, и это нравится нашим гостям. Мы замечаем это по их улыбкам, когда они покидают наши отели, а потом возвращаются к нам снова и снова.