Ставка на обмен

Теряющий рентабельность бизнес валютообменных пунктов привлекает как крупные банки, так и мелких мошенников

Специализированных обменных пунктов в России становится все меньше. Официальной статистики не публикуется, а запрос об их количестве в Московское главное территориальное управление Банка России несколько недель оставался без ответа. Два с половиной года назад в столичном регионе их было около 2400.

И с тех пор поубавилось, убеждены эксперты. Так, в частности, считают президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов и старший вице-президент Бинбанка Денис Сивачев. Сеть Межтопэнергобанка, по словам начальника валютного управления Вячеслава Амелина, за пару лет сократилась почти на четверть и сейчас насчитывает около 70 обменных пунктов. А некогда один из лидеров по ее численности, банк «Холдинг-кредит», владевший сетью из 200 обменников, и вовсе сократил их количество до нуля.

Спрос есть

Хотя доллар уже не пользуется былой популярностью у россиян (например, объем вкладов в иностранной валюте сокращается), оборот внутреннего рынка наличной валюты по-прежнему измеряется миллиардами (см. таблицу). Снижение числа обменных пунктов вызвано тем, что сделки по купле-продаже долларов и евро перетекают в операционные кассы банков, оказывающие более широкий спектр услуг. К тому же все активнее используются терминальные устройства, объясняет Сивачев. Спрос на валютообменные операции в универсальных офисах есть, соглашается директор управления валютных и неторговых операций Сбербанка Владимир Таранков. Так, за январь – сентябрь этого года филиалы Сбербанка купили у граждан $6,8 млрд, а продали им американской наличной валюты менее чем на $3,2 млрд. Удельный вес операций с наличным евро вырос до 30%, хотя шесть лет назад удельный вес валют стран Евросоюза и тех стран, которые попали туда позже, составлял менее 4,3%, подсчитал Таранков.

Впрочем, сказать, что традиционные обменные пункты совсем исчезли, будет сильным преувеличением. Люди продолжают активно пользоваться услугами валютообменных пунктов – сверхприбылей этот бизнес не сулит, но грамотно выстроенная сеть получает объем операций, необходимый для рентабельной работы, утверждает Амелин.

Сила жалоб

«Холдинг-кредит», который закрыл всю сеть обменных пунктов, сделал это вынужденно и не из-за экономических проблем. Об этом говорится в его заявлении о возбуждении уголовного дела, поданном в Главное управление внутренних дел по Москве. Банк «подвергся беспрецедентному давлению со стороны криминальных элементов», отмечается в документе, текст которого представитель банка продемонстрировал «Ведомостям».

Только за два месяца в Банк России было направлено 22 жалобы на кассовых работников обменных пунктов «Холдинг-кредита». И хотя в «Холдинг-кредите» ставят под сомнение содержательность претензий и визит их авторов в пункты банка, отвечать руководству пришлось перед сотрудниками московского теруправления Банка России. После этой встречи и последовало решение банка о сворачивании обменных пунктов, а также обращение в милицию. «Конечной целью криминальных элементов являлась дискредитация банка и вытеснение его с рынка валютообменных операций», – говорится в заявлении «Холдинг-кредита». Авторами жалоб в банке называют группу его бывших сотрудников. И подчеркивают, что скорее всего в ранее арендовавшихся банком помещениях осуществляется незаконная деятельность по обмену валюты. Ведь в ранее закрытых пунктах сотрудники «Холдинг-кредита» уже замечали работу пунктов обмена валют, не зарегистрированных должным образом.

Получить комментарии в ГУВД Москвы не удалось, а один из руководителей надзорного блока Центробанка уверяет, что разбираться с такой ситуацией следует не финансовому регулятору, а правоохранительным органам.

Серые силы

Откровенно криминальных проявлений на рынке единицы, уверяет Амелин. Предпринимателей, открывающих обменные пункты без регистрации в расчете на более низкие издержки или противоправные действия с крупными суммами, достаточно много, парирует управляющий сетью обменных пунктов одного из банков. Однако они в основном выступают разрозненно и активизируются с сезонным ростом объемов валютообменных операций, продолжает он. Консолидация среди серых операторов не столь заметна, а потому их объединение для противостояния пусть даже и одному из ведущих банков представляется маловероятным, считает еще один банкир. Все выглядит так, как будто за счет жалоб кто-то пытается насолить банку или свести счеты, а так быть не должно, убежден Мамонтов. Ситуацию, в которой оказался «Холдинг-кредит», банкиры предпочитают не комментировать. Но никто из них не вспомнил случаев, чтобы закрытие точек объяснялось нечестной конкуренцией.

Заработки на обмене

В обменных пунктах для поддержания рентабельности требуются высокие обороты. И чтобы их заполучить, банкиры становятся щедрыми к оптовым клиентам, обещая специальный курс. Однако нередко именно этот более высокий курс вывешивается на информационное табло перед обменным пунктом для привлечения внимания. А минимальная сумма, с которой действует такой курс, как правило, насчитывает четыре-пять нулей и указывается более мелким шрифтом. Клиенты с мелкими суммами, по сути, вводятся в заблуждение и для выявления реального курса им требуется либо повышенное внимание, либо пересчет полученных в результате обмена денег, отмечает руководитель Проекта национального развития Андрей Черепанов. В этом году проблемой неправильно указанных курсов занялась Федеральная антимонопольная служба. Рейды по проверке пунктов обмена валют чиновники ФАС объяснили полученными жалобами. Уловки с двойным курсом порой создают ошибочные ожидания у клиентов, подчеркивает Амелин.

Разница между курсами покупки и продажи валюты не растет, а затраты банков на проведение таких операций, прежде всего за счет роста арендной платы и зарплаты персонала, увеличиваются, отмечают Амелин и Сивачев. В такой ситуации оперкассы или терминалы с более широким набором услуг оказываются выгоднее для банка – расходы на каждый вид операций ниже и рентабельными они становятся на более скромных объемах, подчеркивает Сивачев.