Жажда смысла

Профессор менеджмента и его бывший студент основали компанию, выпускающую фруктовый чай

В 1980-е гг. один из студентов Гарварда, член университетской команды по легкой атлетике и бегу по пересеченной местности, после тренировок никак не мог подобрать напиток. Соки были слишком сладкими, вода плохо утоляла жажду, а в газированной воде было слишком много газа. «Я видел, что рынок несовершенен, – говорит Сет Голдман. – Чего-то не хватало».

Сейчас Голдман – президент и генеральный директор компании Honest Tea, выпускающей экологически чистый бутилированный чай.

Путь от идеи до воплощения занял несколько лет. «В колледже я думал, что займусь политикой или юриспруденцией», – вспоминает Голдман.

После окончания Гарварда в 1987 г. он путешествовал по миру год, а затем переехал в Вашингтон и стал работать заместителем пресс-секретаря сенатора от Техаса Ллойда Бентсена. Но работа не оправдала его ожиданий: «Политика далека от жизни. Существуют другие способы по-настоящему что-то изменить».

Его убеждение только окрепло после того, как в 1993 г. он начал учиться в Йельской школе менеджмента. Первое занятие было посвящено маленькой компании Rain Forest Crunch, которая делала сладости из орехов, собранных жителями бассейна Амазонки. Голдман был заинтригован. «Она не была успешной, но я не обратил внимания на ее недостатки», – рассказывает он.

После получения степени МВА Голдман начал работать в финансовой корпорации Calvert Group и много общался с предпринимателями. «Я знал, что хочу быть одним из них», – говорит он.

Он связался со своим преподавателем Налебуффом, изучавшим чайную индустрию в Индии. «Мы заказали по почте чай из Индии, Японии и Китая, и я начал смешивать напитки у себя на кухне», – говорит Голдман.

Голдман договорился о встрече с закупщиком Fresh Fields, сети дорогих супермаркетов натуральных продуктов, которую позже купила компания Whole Foods. «Закупщику понравилась наша идея. Теперь нам предстояло собрать деньги, составить бизнес-план и найти завод для розлива чая», – вспоминает он.

Начальный капитал, $500 000, Голдману и Налебуффу удалось занять у родственников и друзей. После встреч с десятком потенциальных партнеров нашелся завод, готовый сотрудничать с ними. Он располагался в Буффало, штат Нью-Йорк. В 1998 г., в первый год работы компании, выручка составила всего $250 000. В 2007 г. она достигнет $23 млн.

Сегмент органических продуктов занимает лишь крошечную долю на продовольственном рынке США (оцениваемого в $460 млрд), зато он быстро растет. По данным компании ACNielsen, в прошлом году на долю натуральных продуктов пришлось более $4,3 млрд. Но по сравнению с 2001 г. эта сумма выросла более чем на 60%.