Бесконечность трех парадизов

Пример высокого отношения к искусству дан Пистолетто под шипение чайников и нервное пение
С. Николаев

Микеланджело Пистолетто – классик и патриарх современного искусства, порождение художественного авангарда ХХ в. Что значит – мыслитель, взявший ответственность за судьбы мира, победил в нем художника. Его работы находятся во всех главных мировых собраниях, список его выставок впечатляет географией, он лауреат самых важных наград, которыми арт-мир отмечает своих отличников. Так что его выставку, открывшуюся в Государственном центре современного искусства, посетить стоит хотя бы из почтения.

Она называется «Третий рай» и представляет собой многочастную инсталляцию, основа которой – несколько зеркальных поверхностей и выложенная из кирпичей цепочка из трех окружностей.

Зеркальные поверхности, включающие в себя в качестве смыслового элемента изображение смотрящего, полвека назад принесли Пистолетто признание. Цепочка из трех окружностей – ныне утверждаемый Пистолетто новый знак бесконечности (вместо всем известной вялой «лежащей восьмерки»).

Каждая из окружностей обозначает рай. Две крайние поменьше – природный (до грехопадения) и созданный человеком (он превращается в ад), центральная большая окружность представляет парадиз будущего, рожденный гармонией интеллекта человека и сил природы. Еще один элемент инсталляции – голос рок-певицы Джанны Наннини, пропевающей слово «мама».

Нельзя сказать, что «Третий рай» поражает, но сделан он, безусловно, качественно, мастерски, и даже входящие в инсталляцию электрические чайники, свистящие и выпускающие пар, не снижают пафоса.

Что же касается философии Пистолетто, то ее во всей глубине в газетном абзаце не изложишь. Так что прошу поверить: художник – заслуженный интеллектуал со стажем и свою собственную утопию выстроил, не ленясь думать. А куратор выставки Акилле Бонито Олива – также давно уважаемый в арт-мире мыслитель.

Так что смыслов в инсталляции море. В него можно нырнуть с головой, не боясь разбиться о мель, как это часто случается, когда задумываешься над концептуальным продуктом художников рангом пониже Пистолетто. «Третий рай» действительно является визуальной метафорой некой утопической поэтической теории, плодом размышлений о судьбе и высшем предназначении человечества.

Нынче такие размышления не в моде и вызывают скуку у привыкших потреблять искусство в удовольствие. Но и для них приятно убедиться, что не только дизайн думает о нас.