Финал на $300 млн


Сборная Хорватии, победив в Лондоне англичан 3:2, подарила России минимум три матча группового турнира на чемпионате Европы в Швейцарии и Австрии.

На участии сборной России в Евро-2008 немало желающих заработать. В первую очередь это турфирмы, торговцы спорттоварами и телеканалы, говорит президент консалтинговой компании ProSport Management Герман Ткаченко.

Права на трансляцию всех матчей Евро-2008 куплены примерно полгода назад, рассказал гендиректор телеканала «Спорт» Василий Кикнадзе. По его словам, «Первый канал» будет транслировать 16 матчей, «Россия» – 15, а «Спорт» покажет все матчи в записи.

Рейтинги матчей сборной России будут в 2–3 раза выше, чем без нее, считает гендиректор агентства «Телеспорт маркетинг» Антон Леонтьев. Он оценивает, что матчи нашей сборной будут собирать 10–15 пунктов рейтинга, обычные матчи группового этапа чемпионата – примерно по 4 пункта рейтинга (доля смотрящих от всего населения российских городов численностью более 100 000 человек старше четырех лет). А медиадиректор российского представительства ZenithOptimedia Алексей Букин говорит, что, если сборная России выйдет из группы, интерес к матчам с ее участием может превысить 15 пунктов рейтинга.

Леонтьев вспоминает, что, когда сборная России выбывает из турнира, телезрители остывают к футболу. Их настроение улучшается лишь ближе к финалу. Этот провал в телесмотрении может во многом нивелировать эффект от высоких рейтингов матчей со сборной России, заключает Леонтьев.

Из-за высоких рейтингов отбоя от желающих разместить рекламу в перерывах матчей или стать спонсорами трансляций не будет, несмотря на увеличение их стоимости. Директор по спорту агентства Brand Action Group Максим Белицкий оценивает стоимость контракта на спонсорство телетрансляций всех матчей чемпионата Европы в $2–5 млн. Это больше, чем на последнем чемпионате мира в Германии, – во многом из-за участия сборной России.

Общая сумма рекламных сборов российских каналов от трансляций матчей ЧЕ-2008 составит до $15 млн, оценивает руководитель одного из медиаагентств.

С рекламой на стадионе сложнее, говорит президент Российского футбольного союза (РФС) Виталий Мутко: такие контракты во время проведения чемпионата Европы можно заключить только с УЕФА.

Портфель спонсоров уже заполнен, сообщает Белицкий: чтобы размещать рекламу на стадионах, нужно стать официальным спонсором УЕФA.

Кроме телевизионщиков на Евро-2008 заработают российские туркомпании. По оценке гендиректора «Инна-тур» Дмитрия Горина, поддержать сборную на стадионах отправятся 10 000–20 000 российских болельщиков, а если сборная России выйдет из группы, их количество вырастет на несколько тысяч. «Фанатов было бы больше, если бы не ограниченное количество билетов на матчи. В РФС их присылают из УЕФА не более 7000. Нам придется докупать билеты в Австрии и Швейцарии», – жалуется Горин.

Стоимость тура на 2–3 матча составляет, по оценке Горина, 1500–2500 евро. Гендиректор агентства «Норвич» (отправляло болельщиков на матч Россия – Израиль) Елена Брагина говорит, что путевки в Австрию и Швейцарию будут стоить минимум 1000 евро. Таким образом, доходы турбизнеса от участия сборной в Евро-2008 составят до 50 млн евро ($74 млн).

В случае удачного выступления сборной вырастут продажи атрибутики и вообще спортивных товаров, надеются ритейлеры. Источник в руководстве одной из крупнейших сетей спортивных магазинов говорит, что в 2006 г. один россиянин покупал спортивную атрибутику на $20 в год, в 2007 г. эта цифра составит $26, а с учетом выхода сборной на Евро-2008 она увеличится до $28–29. Прирост от выхода сборной на Евро-2008 составит около $280 млн, оценивает источник.

На макроэкономических показателях успех сборной не скажется, особенно учитывая то, как сборная попала на чемпионат, считает аналитик инвестбанка «Траст» Евгений Надоршин. Разве что хорошим выступлением футболисты смогут улучшить настроение россиян, а следовательно, и их производительность. Фанаты относятся к сборной России скептически, заключает он.