Глас вопиющего в эфире

В предвыборных дебатах на телеканале «Россия» встретились три партии, которые принято считать демократическими и оппозиционными

Выборы-2008. До 1 декабря

согласно графику ЦИК публикуется список партий, имеющих право выдвигать своих кандидатов в президенты.

С 28 ноября

начинается выдвижение кандидатов. Для самовыдвиженцев этот этап закончится 18 декабря, для партий – 23 декабря.

Во вторник в предвыборных дебатах на телеканале «Россия» встретились три демократические партии, которое принято считать демократическими и оппозиционными: СПС, Яблоко и «Гражданская сила».

Однако яростной полемики между ними не получилось. Вероятнее всего, потому, что в качестве «фронтмена» «Яблоко» на этот раз выставило не Григория Явлинского, а Сергея Ковалева и никто из оппонентов не смел грубить известному правозащитнику.

Начинались дебаты как обычно. Кандидат от СПС Борис Немцов в который уже раз повторил, что его партия – против Путина, против культа личности, против нарушения Конституции. Кандидат от «Гражданской силы» Михаил Барщевский объявил, что СПС опустился до политической фронды и даже связался с лимоновцами. А кандидат от «Яблока» Сергей Ковалев непонятно что говорил. Его речь была так же сбивчива, как сбивчивы бывали речи академика Сахарова: понятно только, что говорит приличный человек.

СПС и «Гражданская сила» худо-бедно еще позволяли себе нападки друг на друга, но, кажется, даже друг другу грубить в присутствии Ковалева Немцову и Барщевскому было как-то неловко. Конфликт, в сущности, возник только один, и спровоцирован он был вопросом лидера петербургского списка СПС Леонида Гозмана.

Вероятно, решение выставить в паре с Немцовым именно Гозмана принято было потому, что во время марша несогласных в Петербурге бойцы ОМОН сломали Гозману руку. Гозман стоял с загипсованной рукой, Немцов восклицал: «Посмотрите, что власть сделала с нашим товарищем!» Но посмотреть телезритель не мог. Камера аккуратно показывала лицо Гозмана, но не показывала сломанной руки.

Так вот, Гозман спросил Барщевского, попытавшегося резко критиковать политическое фрондерство СПС:

– Скажите, пожалуйста, чуть больше года назад вы были номером вторым в списке СПС, но съезд отверг вашу кандидатуру. Вы что, обиделись?

– Леня, перестань! – вспылил вдруг Барщевский, переходя с принятого на дебатах обращения на «вы» к обращению на «ты», каковое на самом деле свойственно старым знакомцам.

И дальше Барщевский опять, только уже на повышенных тонах, подтвердил свои адресованные СПС обвинения в политическом фрондерстве.

Сергей Ковалев улыбался. С ним так разговаривать было нельзя. Немцов на вопросы Ковалева непременно отвечал:

– Сергей Адамыч, дорогой. Давайте сейчас скажем телезрителю, что мы с «Яблоком» не враги. Давайте призовем всех, кто хочет демократии, голосовать либо за СПС, либо за «Яблоко».

Барщевский отвечал неизменно:

– Сергей Адамович, я вас глубоко уважаю... – И разъяснял, что не стал членом «Яблока» только потому, что партия эта социал-демократическая, а не либеральная.

После окончания дебатов в гримерке Ковалев долго еще пытался убедить политических оппонентов в чем-то гуманитарном и важном. Но при всем уважении к Ковалеву оппоненты его не слушали – звонили соратникам и спрашивали, хорошо ли смотрелись в эфире.