Хорошо открепились

Особенности выборов в Москве: масса открепительных талонов, протестное голосование студентов и лояльное – пенсионеров. Некоторые шли к урнам, чтобы пожаловаться на РЭУ

Без жертв. Владимир Чуров

Председатель Центризбиркома. «Меня спросили, какое количество разбитых носов у кандидатов в депутаты Госдумы. Я сказал, что нет данных, вроде бы одному сломали руку – мы ищем»

«Подвезу, сколько надо»

Явку офисных работников контролировало начальство. На одном из избирательных участков в центре Москвы, где голосование шло особенно активно, корреспондент «Ведомостей» обнаружил двух женщин, фиксировавших фамилии и организации, к которым относились голосовавшие по открепительным удостоверениям. «Я вам подвезу открепиловок столько, сколько надо», – уверял их слегка нетрезвый бородач в кепке.

После его ухода женщины признались, что фиксируют явку работников офисного центра: они должны отдать голос за «Единую Россию» и подходят небольшими группами. По их словам, из более чем 400 проголосовавших 70 голосовали именно так. После обеда женщины собирались переместиться на следующую точку.

На другом участке девушки, вернувшиеся с урной для голосования на дому, спорили, кому расписаться в получении бюллетеней за непроголосовавших. Проигравшая села проставлять «автографы».

Выборы показали, что Россия повторяет Белоруссию: такие же приемы применялись президентом Александром Лукашенко, сравнивает Юрий Коргунюк из фонда «Индем». Можно смело говорить: план Путина выполнен, констатирует эксперт.

С жалобами и предложениями

Корреспонденту «Ведомостей» удалось понаблюдать, как работники ВЦИОМ проводят exit-poll на участке в районе м. «Петровско-Разумовская». Пожилые избиратели либо отказывались называть партию, за которую проголосовали, а если отвечали, то однообразно: «Единая Россия» или КПРФ. Партия власти преобладала.

Одна женщина преклонных лет согласилась ответить, лишь когда интервьюер показала бланк, подтверждающий принадлежность к ВЦИОМ. «А то я слышала, что опрос будут проводить «Наши», – респондентка оказалась политически подкованной, – с ними ничего wобщего иметь не хочу». «Я тоже», – уверила девушка-социолог. Тогда дама призналась, что выбрала КПРФ.

Другая пожилая женщина на участке в районе м. «Бауманская» объясняла спутнице: «Надо за «Единую Россию», чтобы было хорошо». Многодетная мать успокаивала уставших ждать детей словами: «Все, тихо, уже проголосовала, как надо, за «Единую Россию».

Но некоторые отнеслись к воскресному мероприятию не как к референдуму о доверии власти, а как к шансу на власть пожаловаться. На участке в районе м. «Войковская» пожилой мужчина, даже не взяв бюллетень, направился к председателю избиркома: дайте книгу предложений. «Опять списки перепутали?» – поинтересовалась председатель. «Нет, – ответил избиратель, – хочу написать жалобу: у нас уже неделю течет, соседей заливаем, РЭУ никого не присылает, а до управы не достучишься. Безобразие!» Наблюдатель от Парламентской ассамблеи ОБСЕ Армен Ашотян рассказал «Интерфаксу», что люди в возрасте подходили к нему и жаловались на гололед и нерасчищенные дорожки вблизи избирательных участков.

Лишь бы не единороссы

Призыв прийти на выборы не проигнорировали и студенты. Уже в полдень в общежитии МГУ им. Ломоносова к столам сотрудников избиркома выстроилась целая очередь. Причин голосовать оказалось немало: у кого-то семейная традиция, кто-то «хочет не допустить, чтобы в России была одна партия», некоторые пришли за компанию с друзьями. Были и те, кто заключил пари: победит или не победит «Единая Россия»? В качестве подарка молодежь получала ручку-фонарь и значок.

Среди студентов МГУ циркулировал слух, что сокурсники голосуют в основном за Союз правых сил.

О тех же настроениях говорили студенты Высшей школы экономики, которые голосовали на участке в здании Центрального телеграфа. Студентка Лиана Максютова говорит, что многих однокурсников пойти на выборы заставило стремление голосовать «за кого-нибудь, кроме «Единой России».

Хотя дебаты и агитация были не очень мотивирующими, высокую явку обеспечило участие в кампании президента и разговоры о решающем значении выборов, уверен политолог Дмитрий Бадовский. В итоге все свелось к референдуму, за или против «Единой России», и поэтому особенность этих выборов – голосование за кого угодно, лишь бы не за партию власти, отмечает эксперт.