Не захотел ни с кем делиться

Удачливый инженер ввязался в издательский бизнес. Теперь его гараж завален упаковками с книгой жены

Нигериец Бен Босах приехал в США в 1987 г. Ему было 24 года, и, чтобы получить образование в нью-йоркском City College, приходилось подрабатывать еще и таксистом. Но все сложилось удачно. Босах стал инженером, а в 1997 г. основал собственную консалтинговую компанию Ben Bosah, специализирующуюся на охране окружающей среды. Она «дает ресурсы всем моим начинаниям», говорит он. Но недавно Босах убедился, что не каждому предприятию сопутствует удача.

В 2006 г. он поверил, что книга о женском здоровье, написанная его женой, обязательно станет бестселлером. Поэтому вместо того, чтобы отослать рукопись литературному агенту, решил издать книгу самостоятельно. «Зачем делиться прибылью?» – рассуждал Босах. Его ничуть не волновало, что он не знаком с издательским делом.

Проблемы Босаха начались в тот момент, когда заказ доставили к порогу его дома. 15 398 книг Босаху пришлось затаскивать в гараж самому. «У нас не было моторизованного подъемного устройства», – рассказывает он. Вскоре издатель понял, что продать такое количество книг непросто. В гараже до сих пор пылятся 330 коробок по 26 книг в каждой. Босах говорит, что на редактирование, издание и отгрузку книг он потратил по меньшей мере 2500 часов. «Я отговаривала его издавать книгу самостоятельно, потому что знаю рынок и его жесткие правила», – говорит дизайнер Лесли Элерс, автор макета, суперобложки и иллюстраций к книге. Она предложила воспользоваться услугами фирмы Maple-Vail Book Manufacturing, расположенной в Пенсильвании, и ограничить начальный тираж 5000 экземпляров.

Но начинающий книгоиздатель не прислушался и разместил заказ на 15 398 книг. Такой тираж позволил ему установить на книгу в жестком переплете розничную цену всего в $16,95, лишь немногим выше $15, которые крупные издательства устанавливают на книги в мягкой обложке. Вот только до покупателей книга не дошла. Поскольку Босах не заключил контракт с дистрибутором, магазины отказались ее продавать.

Нормального дистрибутора Босаху удалось найти только недавно. Теперь книга продается в 190 магазинах, принадлежащих компании Borders Group. Дела пошли на поправку. Как утверждает Босах, затраченные на подготовку книги $40 000 уже удалось покрыть за счет продажи части тиража. Да и американцы постепенно начали обращать внимание на книгу. Недавно она стала финалистом премии Бенджамина Франклина 2007 г., присуждаемой Независимой ассоциацией книгоиздателей. Босах не собирается успокаиваться. «Я остаюсь в этом бизнесе, – говорит он. – Мне нравится быть издателем. Думаю, это надолго».