Почему Венесуэла не Россия

Референдум по поправкам к конституции проходил в Венесуэле одновременно с российскими выборами, Уго Чавес проиграл

Он вынес на голосование 69 поправок к конституции. Первую группу отвергли 50,7% проголосовавших, вторую – 51,1% (поддержали – 49,3% и 48,9% соответственно). Явка – 56%. В случае одобрения поправки позволили бы Чавесу избираться президентом неограниченное число раз и формально превратили бы Венесуэлу в социалистическое государство с неограниченными полномочиями президента. По действующей конституции второй президентский срок 53-летнего Чавеса завершается в 2012 г., он говорил, что готов управлять страной «до последнего дня жизни».

Чавес хотел записать в конституции, что Венесуэла развивается на основе «социалистических, антиимпериалистических принципов», «гуманистических ценностей сотрудничества и доминирования общественных интересов над личными».

Крупные землевладения подлежали запрету. Упрощалась процедура экспроприации частной собственности – государство могло бы брать ее под контроль «на временной основе» до решения суда. Президент получал право вводить в стране режим чрезвычайного положения и сохранять его, пока на то есть причины. Срок президентских полномочий продлевался с шести до семи лет.

Автономия центробанка упразднялась, президент бы лично управлял его резервами. Он назначал бы руководителей региональных органов.

Поражение Чавеса с небольшим отрывом – неожиданность, говорит Эмиль Дабагян из Института Латинской Америки. Опросы показывали такую расстановку сил, но эксперты ждали от Чавеса фальсификаций.

На президентских выборах 2006 г. он набрал более 63%, а на парламентских в 2005 г. его партия получила 114 из 165 мест в парламенте, остальные достались союзникам.

Последние инициативы Чавеса вызвали растущий раскол в элите страны, говорит Дабагян. Против выступили некоторые левые партии, ранее его поддерживавшие.

Референдум проходил в неблагоприятных условиях: цены к декабрю были на 21% выше, чем год назад. Правительство Чавеса пыталось бороться с инфляцией установлением фиксированных цен, что привело к дефициту.

Вероятно, Чавес в последний момент понял, что зашел слишком далеко, и, опасаясь массовых протестов, отказался от манипулирования результатами выборов, полагает политолог Дмитрий Бадовский. Уровень политического планирования оказался гораздо ниже российского. Но Чавес еще может провести свои идеи через Национальную ассамблею, сказал Дэниэл Линскер из Control Risks в интервью Bloomberg.