Вопрос дня: Как Путин использует свою победу?


Ольга Крыштановская, директор Института прикладной политики

Сценарий можно назвать «председатель Мао». Власть станет партийной, президент и премьер будут ставленниками партии. Мешает этому одно: управлять силовиками глава парламентской фракции или партии (ведь Путин не обязательно войдет в Думу) без изменения Конституции не может, это полномочия президента. Не нужно забывать и о такой важной вещи, как иммунитет. В следующем году Путин лишится президентского иммунитета, но депутатская неприкосновенность – важная вещь. Это не устные гарантии безопасности Ельцину. В случае форс-мажорной ситуации весьма полезным окажется то, что Дума может объявить вотум недоверия свежеизбранному президенту, а тот в первый год работы Думы не вправе ее распускать. Так что даже при самом плохом раскладе – конфликте с новым президентом – у Путина будет в запасе время.

Вячеслав Никонов, президент фонда «Политика»

Рано или поздно Путин вернется на пост президента, я в этом почти уверен. Есть множество вариантов, как он это сделает, – Путин оставил открытыми все двери. Неважно, кем был Черчилль на протяжении полувека, главное, что это был Черчилль. Так же и Путин: он остается крупнейшей политической фигурой, самостоятельным центром силы.

Станислав Белковский, директор Института национальной стратегии

Уверен, что Путин не останется у власти. Это невозможно. Реальной властью в России всегда был президент, он же монарх. Путинский режим отнюдь не является харизматическим, легитимность его традиционно привязана к трону: кто на нем сидит, тот и правит. Целью прихода Путина в Думу является безопасность. Он хочет найти такой пост, чтобы следующее поколение правителей не решилось его упрекнуть в том, что его президентство стало причиной кризисов, с которыми столкнется его преемник. Станет ли Путин главой парламентского большинства или верховным комиссаром России по международным делам или безопасности, отечественным аналогом Хавьера Соланы, – неважно. Но, так или иначе, он получит гарантию, что первый конверт, о котором гласит известный анекдот, не будет вскрыт слишком быстро.

Виталий Иванов, вице-президент Центра политической конъюнктуры

России Скорее всего, он возглавит партию «Единая Россия». Новый президент не будет последней инстанцией власти, как сейчас, ею станет национальный лидер Путин. В ситуации, когда все силовики обязаны своими высокими постами лично Путину, я не вижу проблемы в том, что по Конституции силовики подчинены президенту. А как показал опыт самого Путина, замена людей на ключевых постах не такой уж простой процесс. Он растягивается на годы. От некоторых ельцинских выдвиженцев Путин избавился только на четвертом-пятом году правления.