Джеймс Бонд, ушедший в холод

Завтра, на день раньше, чем в Америке, у нас стартует «Золотой компас» – экранизация первого романа трилогии Филипа Пулмана «Темные начала»

Титул и фильма The Golden Compass, и романа в последний миг претерпел у нас метаморфозы. На сайтах, публикующих киноафиши, фильм до сих пор поименован «Темные начала: Золотой компас». Роман же выходил как «Северное сияние», но теперь спешно переиздан под названием, какое носит фильм.

Метаморфозы – в экранизации режиссера-сценариста Криса Уэйтца – претерпел и сам роман. Трилогия Пулмана мрачная. Вдобавок антиклерикальная и даже богоборческая. Поэтому католические организации США призвали к бойкоту фильма, его не видя. Но бойкотировать нечего. Фильм формально соответствует духу романа (с поправкой на то, что любая экранизация выпрямляет суть первоисточника). Он очень волшебный, очень-очень красивый, на выдумку хитер, и в нем есть все-все магические персонажи из параллельных миров Пулмана. И деймоны – души людей, материализовавшиеся в облике животных, птиц или насекомых. И закованные в броню разумные белые медведи. И ведьмы, летающие без всяких метел, – одну из них изображает коварная подружка новейшего Бонда Ева Грин. Действие в основном развивается в ледниковых ландшафтах Крайнего Севера, где проводит изыскания один из главных героев, которого играет уже непосредственно Бонд – Дениел Крейг, по фильму и роману – опекун самой главной героини: девочки, в этом мире столь же Избранной, как в своем мире Гарри Поттер.

Но при этом именно «Золотой компас» – едва ли не самый детский фильм среди всех современных экранизаций фэнтези. Никакой антиклерикальности. В подсознании фильма – разве что антитоталитаризм. При этом непонятно (для не читавших трилогию), какие именно злые силы стремятся всех построить и все контролировать. И отчего осуществляют пакостные – тоже пока непостижимые – научные эксперименты над детьми, похищая и затворяя их в экспериментальном центре во льдах. Да, ясен общий расклад противостояния. Наши – Избранная (но опять-таки неведомо кем и для чего) девочка и вообще дети, ведьмы (особенно та, что с лицом и телом Евы Грин), медведи, цыгане, деймоны и Джеймс Бонд. Враги: правящий миром магистрат – на клерикальность этой организации намекают лишь одежды ее членов. А также военные в традиционных для фэнтези и экранизаций компьютерных игр формах а-ля прислужники Дарта Вейдера, безответственные ученые и загадочная – сколько же пока загадок! – злодейка с лицом и фигурой Николь Кидман.

Пожалуй, ни один из дорогостоящих фильмов XXI века до такой степени не заявлял себя как фильм – исключительно пролог. Как фильм – только лишь заявка того, что вы увидите в будущем. «Золотой компас» и обрывается-то на полуслове – о том, что грядет некая великая война, которая будет и вашей войной, независимо от того, знаете вы о ней или нет. О том, что вместе мы – сила (уж не стояла ли за лентой «Единая Россия»?). О том, что, как всякая война, эта новая будет войной за свободу (нет, «Единая Россия» явно не стояла).

Киноанонс за $150 млн.