Выборы президента – формальность

Российские компании, планирующие IPO, сетуют на неразвитость российского рынка, но не отказываются от выхода на биржу

Эксперты Deloitte опросили 102 исполнительных и финансовых директора компаний из России, Казахстана и с Украины, чтобы узнать, каким компании видят предстоящее им IPO и когда оно может состояться.

По мнению топ-менеджеров, во время разразившегося финансового кризиса невозможны IPO размером более $1 млрд, хотя размещения меньших объемов имеют шанс на успех. Из-за кризиса эмитенты откладывают запланированные размещения, но не отменяют их.

На сроки IPO могут повлиять президентские выборы – компании не будут назначать размещение на близкую к выборам дату. Впрочем, более 60% опрошенных отметили, что выборы не станут значительным фактором при подготовке к IPO, остальные 40% назвали их номинальным фактором (не влияющим на характер решения).

«Участники опроса оценивают местный рынок как недостаточно развитый и выражают обеспокоенность по поводу возможности привлечения капитала на внутренних рынках – это основная причина, по которой эмитенты предпочитают обращаться в международные фонды и инвестбанки», – делают вывод эксперты Deloitte. По словам партнера Deloitte Максима Любомудрова, около 90% респондентов в России уверены, что для успешного IPO необходимо участие иностранных инвесторов в размещении. Среди проблем местного рынка менеджеры называли недостаточное внимание российских инвесторов к отдельным секторам (в частности, к ритейлу), потолок чисто «российского размещения» в $500 млн и склонность иностранцев к более долгосрочным вложениям.

Иностранных инвесторов интересуют компании развивающихся и быстро растущих секторов, с хорошими финансовыми показателями, рассуждает партнер инвестфонда East Capital Айварас Абромавичус. Акции российских компаний переоценены и после размещения многие эмитенты торгуются хуже цены размещения, указывает Абромавичус. В отличие от российских западные инвесторы готовы дольше ждать.