Стали как Европа

Россия уже не страна с низкими издержками, отмечают работающие здесь европейские компании. Зато производительность труда – почти европейская

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) с 2001 г. раз в три года опрашивает работающие в России европейские компании, в этот раз – 522. Обороты финансовых компаний с тех пор выросли в 4 раза, консалтинговых – в 2,3, промышленных – в 1,6, отмечает председатель комитета АЕБ Владимир Исмаилов. Консультанты и юристы увеличили персонал в России в 2,2 раза, промышленные – в 1,5. Так быстро компании в Западной и Восточной Европе не растут из-за высокого насыщения рынков, говорит экономист «Уралсиба» Владимир Тихомиров.

У европейцев сменились приоритеты: Россия привлекает их уже не дешевой рабочей силой и низкими производственными издержками (см. график), а высокой производительностью труда – почти на уровне Европы.

Низкие издержки недолго стимулировали приток инвестиций, а в последние годы зарплаты быстро росли, говорит председатель совета директоров KPMG в России Роджер Маннингс, теперь главное для инвесторов – растущий внутренний рынок. «Российский персонал усвоил методологию и требования к работе, и сейчас наш бизнес здесь так же эффективен, как в любой стране, – говорит Маннингс. – Шесть лет назад было не так».

Сложнее с поставщиками. В 2004 г. без российских комплектующих обходились 28% опрошенных, сейчас – 65%. Доля компаний, зависящих от местных поставщиков более чем наполовину, снизилась с 31% до 12%. Европейцы обходятся сами – в Россию приходят интегрированные холдинги.

Скорректирована кадровая политика. Россиян реже назначают гендиректорами и управляющими производством. Определять стратегию развития и внедрять культуру производства должны те, кому доверяет руководство материнской компании. «Местным менеджерам не хватает навыков стратегического управления, что важно для гендиректоров, а директоров по производству непросто найти после промышленного спада 1990-х гг.», – говорит старший консультант Neumann International Питер Форро.

Россияне по-прежнему преобладают на позициях управляющих продажами и закупками – 66–74%. Должность управляющего продажами предполагает работу с людьми, нужно знать местный менталитет, рассуждает Исмаилов. Одну из руководящих позиций в представительстве Indesit Company в Британии занимает русский менеджер, говорит директор представительства в России Нил Тунстолл. Только каждый четвертый из нанимаемых на эти позиции менеджеров – экспат, говорит партнер хедхантинговой компании Amrop Hever Group Антон Стороженко. У Tetra Pak – наоборот: в российском отделении гендиректор с 2002 г. – Игорь Акимов, а коммерческий директор – Винфред Мюленг.