Душевное равновесие: Передернуть от обиды


Наталья Петровна была обижена. Она, как всегда, выполняла работу за главного бухгалтера, который уволился несколько месяцев назад, и, видимо, рассчитывала, что благодаря этому может претендовать на место главного. Но вот ведь взяли же другого человека, со стороны, и как раз тогда, когда она уже сделала всю работу за месяц. А теперь, пожалуйста, знакомьтесь – наш новый главный бухгалтер. От обиды, придя домой, она накричала на кошку, выскочившую навстречу с громким мявом, надеясь на еду; хорошо, что удержалась, не стала выковыривать из комнаты Петьку, который, небось, до ее прихода читал свою фантастику и за уроки не садился, а услышав поворот ключа в замке, метнулся к столу. Это тоже было обидно: и что Петька воспринимает ее как надсмотрщика, и что не сел вовремя за уроки, и что кошку не покормил – тоже обидно, за кошку.

У Натальи Петровны, правда, не было диплома. Бухгалтером она стала опытным, многое умела, но формально главным быть не могла. К тому же на самом деле она этого не очень и хотела: лишняя ответственность не вызывала у нее энтузиазма. Если бы хотела – можно было договориться с гендиректором. Но для этого самой нужно было пойти предложить, даже попросить. А ей хотелось, чтобы попросили ее. И, может быть, – казалось ей теперь – тогда бы она не отказалась.

Теперь же, когда ее попросили в отсутствие главного бухгалтера выполнять его работу, чтобы гендиректор мог подписывать необходимые документы, ей это казалось просто наглой эксплуатацией. Как будто самим фактом уже пообещали, что сделают ее главным. Накручивая себя, она забывала, что сама этого не хотела и что за внеурочную работу прилично платили. А теперь вообще все плохо: взяли нового человека, ждать нечего и дополнительных денег не будет. Одно к одному. Обидно!

У Фрейда есть замечательное описание, как хозяйка в состоянии аффекта кричит соседке: «Во-первых, я у тебя кастрюлю не брала! Во-вторых, я тебе ее вернула целой!! А в-третьих, она и была дырявая, я даже суп не могла в ней сварить!!!» Несмотря на отсутствие логики, эмоции хозяйки можно понять. Суть дела в том, что отрицательные эмоции всегда содержат некоторое передергивание, маленькую, но существенную неправду.

Новый главный бухгалтер оказался человеком опытным. На следующий день он подошел к Наталье Петровне и сказал:

– Я у вас человек новый, и мне не хотелось бы с самого начала вступать в конфликт. Может быть, я занял чье-то место? Может быть, вы сами, Наталья Петровна, хотели стать главным бухгалтером? Пока не поздно, скажите – у меня ведь было несколько предложений, мне есть куда уйти.

Наталья Петровна смутилась и ответила с облегчением:

– Ну что вы, Алексей Сергеевич! У меня образования не хватает, чтобы быть главным.