Фаворит пока таится

Вчера в 5.00 по лос-анджелесскому времени начали объявлять номинантов «Золотого глобуса» – премии, которая по укоренившемуся недоразумению продолжает удерживать славу кинонаграды № 2 после «Оскара»
AP

Сумасшествие вокруг «Золотого глобуса», которому упорно отдают дань все СМИ мира, по-прежнему противоестественно. «Глобусы» вручает так называемая Ассоциация мировой прессы, аккредитованной при Голливуде, – в ней около ста человек, большинство из которых никому в мире не известны и в закрытый клуб которых не допускают критиков с мировыми именами. «Оскар» же вручает Голливудская киноакадемия, в которой более 6000 голосующих кинематографистов, в том числе звезд. Голос каждого из них по иронии судьбы в 60 раз менее значим, нежели голос всякого затаившегося, словно мышь в норе, глобусовца.

Кроме того, «Глобус» упорно считается генеральной репетицией «Оскара». У нас про этот факт бодро и ежегодно сообщают 99 из 100 телеканалов, информагентств, ежедневных газет. Право, дилетантам закон не писан. Ведь «Глобус» по своим наградам совпадает с «Оскаром» разве что на пятую часть уже потому, что половина его номинантов – телевизионные (каковые «Оскар» игнорирует), а вторая киношная половина равномерно распределена между фильмами в жанре драмы и в жанре – почему-то – комедии/мюзикла (а триллеры мы куда денем?). Легенда о том, будто лауреаты «Глобуса» неизбежно становятся потом триумфаторами «Оскара», обуяла, однако, все мировые СМИ.

Вместе с тем именно «Глобус» по итогам 2007 г. позволяет оценить тенденции. А главная из них в том, что фильм-фаворит явно не сыщешь – но сделаем поправку на то, что у капризного старика «Оскарка» свои приоритеты, и сенсации возможны всегда. Еще одна поправка прицела: большинство номинантов этого «Золотого глобуса» нами еще не видены.

С тем и, собственно, к фаворитам. Пойдем по самым авторитетным номинациям.

Список претендентов на «Глобус» за лучшую драму выглядит так: «Гангстер» Ридли Скотта (в оригинале American Gangster). «Порок на экспорт» Дэвида Кроненберга (в оригинале Eastern Promises – оба фильма у нас уже выходили). «Нефть» (в оригинале There Will Be Blood) Пола Томаса Андерсона – эта картина как потенциальный оскаровский фаворит откроет в начале февраля Берлинский кинофестиваль. Драма «Искупление» (Atonement) Джо Райта открывала Венецианский фестиваль. «Старикам тут не место» – новейший хит от братьев Коэнов вошел, по опросам на сайте www.imdb.com, в двадцатку лучших лент в истории. Michael Clayton – судебная драма с Джорджем Клуни, выйдет у нас в январе. The Great Debaters – «Великие спорщики» – социально-юридическая драма, сделанная Дензелом Вашингтоном, появится у нас неизвестно когда.

Список претендентов на «Глобус» за лучшую комедию/мюзикл таков: мюзикл на темы «Битлз» Across the Universe (вышел у нас вчера), известный нашему прокату мюзикл «Лак для волос» – Hairspray. А также военный боевик «Война Чарли Уилсона» мэтра Майка Николса и новинка от фантастического Тима Бертона – еще один мюзикл, но наичернейший: «Суини Тодд: дьявол-парикмахер с Флит-стрит» с Джонни Деппом – его выход объявлен у нас в марте. Последний претендент – социальная комедия «Юно».

Наконец, фаворитами в споре за лучший фильм, снятый не по англо-американски, являются (что было предсказуемо) победитель Каннского фестиваля «4 месяца, 3 недели и 2 дня» румына Кристиана Мунджиу, франко-иранский мультик про освобожденную женщину Востока «Персеполис» и молодогвардейско-эротическая драма «Вожделение» классика Энга Ли.

Нашей картины, например фильма «12» Никиты Михалкова, в списке нет.