ВТБ спешит на помощь

ВТБ готов помочь Владимиру Потанину привлечь деньги на выкуп у Михаила Прохорова блокирующего пакета акций «Норникеля»

Максимальный кредит, который российский банк может выдать одному заемщику, – 25% от размера собственного капитала. По данным на 1 октября 2007 г., у ВТБ он был 347,7 млрд руб. Поэтому его планка – $3,56 млрд. Лимит Сбербанка составляет $6,76 млрд, Газпромбанка – около $940 млн. Но предправления Сбербанка Герман Греф сказал «Ведомостям», что Потанин не пытался получить кредит в его банке. Найти почти $16 млрд за неделю на внутреннем рынке очень сложно, считает Греф. Связаться с представителем Газпромбанка не удалось. Но источник, близкий к банку, говорит, что ему неизвестно о переговорах Потанина с Газпромбанком.

«Норильский никель»

Крупнейший производитель никеля в мире (в 2006 г. – 244 000 т). Выручка – $7,6 млрд (1-е полугодие 2007 г., МСФО). Чистая прибыль – $3,8 млрд. Владельцы – президент группы «Онэксим» Михаил Прохоров (28,2% акций), президент «Интерроса» Владимир Потанин (25,3%), в том числе 6% акций они владеют через совместную компанию «КМ-инвест».

ВТБ может выдать ряд кредитов «Интерросу» до конца 2007 г., сообщил предправления банка Андрей Костин. Владельцу «Интерроса» Владимиру Потанину нужны средства на выкуп у партнера – Михаила Прохорова 25% плюс 1 акция «Норникеля». Оферту на выкуп бумаг Прохоров сделал Потанину 21 ноября. За свой пакет он хочет получить $15,74 млрд. Ответ Потанин должен дать в пятницу. Если он не примет оферту, Прохоров продаст свой пакет UC Rusal за 11% акций алюминиевой компании и деньги.

Потанин пробовал искать деньги в Лондоне. Однако Citigroup, консультирующей «Интеррос» в сделке с Прохоровым, не удалось заручиться поддержкой банков на синдикацию кредита, утверждает топ-менеджер инвестбанка, работающий с компаниями «Интерроса». Об этом же слышал сотрудник крупной российской компании от банков, с которыми работает компания. Теперь Потанин ищет деньги в госбанках, утверждают источники. Представитель «Интерроса» Лариса Зелькова от комментариев отказалась.

Костин напрямую не подтвердил, что ВТБ будет финансировать сделку по выкупу доли в «Норникеле». «Мы не знаем, на что эти средства пойдут», – приводит его слова «Прайм-ТАСС». «Чаще деньги предоставляются на конкретную сделку, поэтому формулировка Костина выглядит немного странно, – недоумевает вице-президент Банка Москвы Андрей Лапко. – С другой стороны, наверняка он прекрасно знает цель кредита, просто не хочет раскрывать коммерческую тайну».

Объем кредита Костин не назвал. ВТБ готов дать Потанину около $3,5 млрд, говорит источник, близкий к банку. О сумме в $3 млрд слышал от руководства банка и сотрудник одной из его компаний-клиентов. Потанин запрашивал около $3 млрд, подтвердил источник, близкий к руководству ВТБ. Выдать такую сумму будет нетрудно. По словам нескольких источников, близких к «Норникелю», на депозитах ВТБ находится большая часть средств, привлеченных ОГК-3 от допэмиссии акций ($3 млрд), а также часть из $2,14 млрд от продажи казначейских акций «Норникеля».

Топ-менеджер международного инвестбанка, сотрудничающего с компаниями «Интерроса», говорит, что остальную сумму ВТБ может попытаться синдицировать. Источник в банке, однако, уверяет, что пока речь об этом не шла.

Прохоров поставил Потанина в непростые условия. Акции должны быть оплачены только деньгами, а на поиск $16 млрд Прохоров отвел партнеру всего месяц. Так что Потанин может отказаться от покупки доли Прохорова, полагает знакомый с руководителем «Интерроса» бизнесмен. Ведь сейчас четверть «Норникеля» стоит около $12 млрд, отмечает аналитик банка «Траст» Александр Якубов.