Чувство равновесия

Сегодня завершится юбилейный фестиваль Родиона Щедрина. По совокупности признаков 75-летний мастер ныне первый российский композитор старшего поколения
С.Портер

Юбилейный концерт в Большом зале Консерватории, состоявшийся ровно в день рождения Щедрина, отразил признание статуса композитора на официальном уровне – о чем свидетельствовали орден от президента, адрес от мэра, красноречие от Святослава Бэлзы и телетрансляция.

Полный зал между тем свидетельствовал не только о профессионализме рекламистов филармонии, но и о том, что для сегодняшней публики Щедрин отнюдь не герой прошлого.

Действительно, половина опусов в программе, которую за пультом своего оркестра провел Михаил Плетнев, датируется 2000-ми гг. В «Диалогах с Шостаковичем» Щедрин настолько экспрессивен, насколько позволяет мера его темперамента. В Parabola concertante – настолько исповедален, насколько разрешает себе быть искренним. Обе вещи, написанные одна для Мариса Янсонса, другая для Мстислава Ростроповича, – знаки и мирового признания музыки Щедрина. В последней пьесе, впрочем, партия виолончели (ее играл Давид Герингас) далеко не так интересна, как партия шести литавр, исполняющих целые мелодии при помощи педального механизма.

Во второй половине концерта Щедрин предстал автором знаменитых балетных страниц – хотя в сюите из «Анны Карениной» захватывающими оказались не столь картины душевных метаний героини, сколь заключительный скетч, где оркестр эффектно изображает поезд-убийцу.

Наконец, «Два танго Альбениса» подтвердили, что в искусстве остроумной оркестровки Щедрину не находится равных – как и в знании секрета разумного равновесия, обладание которым десятки лет позволяло Щедрину быть одной из заметных фигур русской школы, а сегодня сделало первой.