Вектор


МТС, «Вымпелком» и «Мегафон» получили лицензии, дающие право оказывать услуги мобильной связи третьего поколения (3G), в апреле. Азиатские и европейские операторы запустили такие услуги еще в конце 1990-х – начале 2000-х гг., и хотя кардинально их доходы от этого не увеличились, имиджевый эффект оказался велик. Поэтому участники российского рынка долго предвкушали выдачу 3G-лицензий и наконец дождались, а «Мегафон» в конце октября даже запустил первую 3G-сеть – в Петербурге. Но вчера пыл сотовых компаний охладил министр информтехнологий и связи Леонид Рейман. По скорости передачи данных (до 3,6 Мбит/с) 3G-сети уже существенно уступают мобильным сетям других стандартов, объяснил министр, – например, WiFi (около 54 Мбит/с). Популярным 3G может стать, только если операторы найдут интересный и при этом не слишком «тяжелый», т. е. не требующий высокой пропускной способности сети, контент, считает Рейман (см. статью на стр. Б8). В самом деле, 3G уже не последнее слово в мобильной связи, а технология WiFi встроена почти в такое же количество моделей мобильников, как и 3G. Отчасти задержке с запуском 3G поспособствовало и само Мининформсвязи, несколько лет откладывавшее выдачу лицензий: сначала операторы должны построить качественные GSM-сети, объяснял тогда Рейман. Впрочем, сотовые компании и сами не торопили события. Прогадали они или нет, станет ясно уже в 2008 г.

Игра на опережение

На этой неделе решится судьба «Норникеля». Владимир Потанин должен дать Михаилу Прохорову ответ – будет ли он выкупать у него 25% акций компании за $15,74 млрд. Если Потанин не получит до 21 декабря гарантии от банков на финансирование этой сделки, пакет может достаться UC Rusal. Прохоров согласился продать свои акции в «Норникеле» за 11% акций UC Rusal и деньги. В отличие от Потанина у UC Rusal деньги уже есть. Еще в ноябре UC Rusal получила гарантии от ABN Amro, BNP Paribas, Credit Suisse и Merrill Lynch о предоставлении кредита для оплаты денежной составляющей сделки с Прохоровым. Вчера «Интерфакс» со ссылкой на свои источники передал, что UC Rusal привлекает у синдиката $4,5 млрд. Это двухлетний кредит, который будет позже рефинансирован, возможно за счета выпуска евробондов.

Потанин еще в ноябре нанял Citigroup в качестве консультанта для сделки. Но по-серьезному деньги на выкуп доли Прохорова предприниматель не искал, уверяют источники, близкие к Потанину. По данным «Интерфакса», на эту сделку Потанину не хватает $10 млрд и, скорее всего, до 21 декабря банковских гарантий на всю сумму сделки у него не будет, передало агентство. То, что Потанин не планирует выкупать пакет у Прохорова, рассказали еще несколько знакомых предпринимателя. Но в любом случае окончательная точка в этой истории будет поставлена только в пятницу. Ведь даже если Потанин ищет деньги, было бы странно, если бы он рассказывал об этом на каждом углу. Так что уверенности в том, что Потанин откажется выкупить акции «Норникеля», быть не может.

Невесомое 3G