Зачем пляшут рекрутеры

Для подбора персонала в регионах российские компании возвращаются к методам старой доброй пропаганды и агитации

Пятого декабря в Ростове-на-Дону открылся новый гипермаркет электроники «Эльдорадо». «Это уже пятый магазин в Ростовской области, его площадь – более 3300 кв. м», – рассказывает Надежда Михеева, менеджер департамента по связям с общественностью компании «Эльдорадо». Руководителем гипермаркета назначен Дмитрий Василенко, который, по словам Михеевой, пришел стажером в первый ростовский магазин сети еще в 1998 г. и вырос до позиции топ-менеджера. С набором 75 человек персонала также проблем не было: конкурс составил 3–4 человека на место. А всего потребовалось за несколько месяцев до открытия вывесить информацию в ростовских магазинах «Эльдорадо», разместить объявления в местных СМИ и позаботиться, чтобы о вакансиях кричали бегущие строки на городском транспорте.

«У «Эльдорадо» в Ростове был козырь – их знали в городе», – комментирует Николай Шалаев, директор московского филиала лизинговой компании «Анкор». Если же компания делает в регионе первые шаги, безопаснее довериться местным рекрутерам, которые знают рынок. Аутсорсинг оправдан и в том случае, если речь идет о сжатых сроках подбора и большом количестве персонала, иначе бизнес-план может быть сорван, уверяет Шалаев.

Сами с гармошкой

И все равно многие компании предпочитают искать рабочих сами. К примеру, Красноярский алюминиевый завод (КрАЗ), входящий в UC Rusal, в этом году кадровый вопрос решал нетривиальным способом. По словам Виктории Петровой, директора по персоналу UC Rusal, надо было подобрать 500 человек в электролизный цех (где всего трудится 1700 человек): людям предпенсионного возраста нужно было найти замену в силу строгих критериев отбора персонала по здоровью. Если в 2006 г. текучесть кадров в цехе составляла 6,5%, то в нынешнем ожидалась порядка 10%.

Полгода назад была развернута широкая рекламная кампания: в местных СМИ появились ролики и статьи, на улицах Красноярска – щиты и листовки. «Осознавая сложность ситуации, мы решили направить усилия в другие регионы, избрав своей аудиторией уволившихся в запас солдат и иногородних», – вспоминает Петрова. Акцент сделали на создании агитбригад из работников завода и студентов корпоративного университета. В группе работало около 15 человек плюс детский танцевальный коллектив дворца культуры района (там преимущественно танцуют дети работников).

С июня по октябрь агитбригады объехали более 20 городов Красноярского края, Республики Хакасии, Читинской, Свердловской и Кемеровской областей. На площади Канска, например, устроили молодежное мероприятие с выступлением артистов. После концертов члены агитбригады рассказывали, что новым сотрудникам будет предоставлен соцпакет: бесплатное жилье – койко-место в полностью обустроенной квартире, медобслуживание, подъемные 20 000 руб. (которые не надо возвращать, если отработал на предприятии два года) и т. д. Желающих на месте заносили в списки кандидатов. И уже в августе в отдел кадров обратились 860 иногородних соискателей, а 300 лучших из них стали работниками КрАЗа. Всего по программе, на которую было затрачено порядка 3 млн руб., привлекли 500 человек.

Деньгами вернее

«Мы в этом году отправляли агитационные машины с мегафонами в Покров, – рассказывает Шалаев из «Анкора». – Но методы агитки актуальны и для регионов, и для столицы. В Подмосковье мы разбрасывали листовки в почтовые ящики и расклеивали объявления. Москвичи же на низкооплачиваемую работу не идут».

В Москве прибегают к другим методам. К примеру, 1 октября нынешнего года компания «Евросеть» объявила о старте акции, по правилам которой сотрудники, пригласившие на должности продавцов и кассиров друзей или родственников, получат 5000 руб. за каждого трудоустроенного кандидата, если кандидат отработает на должности не менее трех месяцев, рассказывает Очир Манджиков, пресс-секретарь «Евросети». А если отработает больше шести месяцев, сотрудник получит еще 7500 руб. По словам Манджикова, в октябре родственники и знакомые составили 15% всех принятых на работу в этом месяце.

Из всех стволов

«Мы обращаемся в рекрутинговые агентства, размещаем объявления в СМИ и интернете», – рассказывает Максим Сахно, директор ростовского филиала компании Polymedia. «Использование одновременно различных методов рекрутинга помогает делу», – согласен Шалаев.

Еще одно тому подтверждение – тактика подбора персонала для гипермаркетов «Мега» в регионах. Так, 22 ноября был открыт гипермаркет в Ростове-на-Дону. «Поиск сотрудников начался за полгода, – рассказывает Илья Иоффе, заместитель управляющего «Меги» (Ростов-на-Дону). – Информация о вакансиях размещалась в СМИ, на корпоративном веб-сайте, искали и при помощи рекрутинговых агентств. В мае организовали ярмарку вакансий». К открытию 270 человек персонала и менеджмент были готовы к работе в полном объеме. За год до этого открылся гипермаркет в Нижнем Новгороде, ради которого также проводились ярмарка вакансий, рекрутинг в городе и прилегающих поселках-спутниках. Из 8000 заинтересованных отобрали 300 сотрудников нижегородского магазина.