Культурный шок

Вопреки завету Бориса Грызлова единороссы превратили парламент в место для дискуссий во время распределения должностей. Они ссорились не с оппозицией, а между собой
Д.Гришкин

Вчера Госдума пятого созыва собралась на первое заседание. Открыл его по традиции старейший – коммунист Жорес Алферов. На примере бокала шампанского он продемонстрировал, как неравномерно распределяются доходы в мире. Вспомнив, что в СССР все было иначе, Алферов разбил бокал и предложил коллегам начать бороться с бедностью.

Но депутаты предпочли заняться техническими делами: избрали спикером Бориса Грызлова, первым вице-спикером Олега Морозова и еще девять вице-спикеров. По кандидатурам разногласий не было.

Не было особых сюрпризов и в распределении постов руководителей комитетов. Сохранили за собой должности единороссы Владимир Плигин (по конституционному законодательству), Павел Крашенинников (по законодательству), Андрей Исаев (по труду), Юрий Васильев (по бюджету), Владислав Резник (по финансовому рынку), Евгений Федоров (по экономической политике), Виктор Плескачевский (по собственности), Владимир Васильев (по безопасности), Виктор Заварзин (по обороне), Константин Косачев (по международным делам), Наталья Комарова (по природным ресурсам).

Комитет по энергетике возглавил Юрий Липатов, по строительству – Мартин Шаккум, по транспорту – Сергей Шишкарев, по региональной политике – Виктор Усачев, по местному самоуправлению – Вячеслав Тимченко, по охране здоровья – Ольга Борзова, по образованию – Григорий Балыхин, по аграрным вопросам – Валентин Денисов, по культуре – Григорий Ивлиев, по физкультуре – Антон Сихарулидзе.

Предложенный единороссами список был согласован с другими фракциями. Но оказалось, что руководство «Единой России» не учло мнений собственных депутатов.

У Станислава Говорухина вызвало недоумение «безумное» назначение руководителя думского правового управления Ивлиева председателем комитета по культуре вместо Иосифа Кобзона. «Юрист во главе комитета по культуре – это просто оскорбление!» – негодовал Говорухин: хотели делать «здоровую партию», а получилась КПСС. Кобзон – достояние нации, а не принадлежность «Единой России», его надо сохранить на должности, поддержал коммунист Николай Харитонов.

Ивлиев – член Союза писателей, а законодательство в области культуры надо улучшать, оправдывался Грызлов. За него неожиданно вступился Владимир Жириновский: «Если партия не нравится – двери на выход свободны, сдавайте мандаты!» Говорухин и Кобзон от мандатов не отказались, но в комитет решили не входить.

Оппозиции досталось по два комитета. КПРФ – по промышленности (Юрий Маслюков) и по делам национальностей (Валентин Купцов), «Справедливой России» – по науке (Валерий Черешнев) и делам женщин (Елена Мизулина), ЛДПР – по СНГ (Алексей Островский) и молодежи (Павел Тараканов).

Больше всего депутатов записались в комитет по бюджету – его пришлось ограничить 50 членами. Меньше всего оказалось в комитете по делам национальностей (один). Еще 100 человек не определились.

Даже в самой монолитной организации есть склоки и интриги, а «Единая Россия» отличается от КПСС тем, что не отвечает на них репрессиями, говорит политолог Юрий Коргунюк: внутрифракционные гайки закручены несильно.