На платные рельсы

«Российские железные дороги» предлагают частным инвесторам вложиться в строительство объездной железнодорожной ветки вокруг провала грунта на руднике в Березниках
М.Стулов

Субботин из «Сильвинита» считает, что финансирование строительства объездной ветки логично было бы включить в проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур», которая должна соединить Урал с портами в Архангельске и Мурманске. Пермские предприятия уже заявили о готовности участвовать в финансировании «Белкомура» стоимостью 53 млрд руб. Однако компаниям придется пойти на условия РЖД, поскольку все они возят свою продукцию по железной дороге, рассуждает аналитик Альфа-банка Андрей Федоров. Для «Сильвинита» речь идет о 100% производства. Проект строительства объездной дороги «жизненно важен» для «Сильвинита», признает и Субботин: «5,5 млн т продукции другим путем не вывезешь». Представитель «ВСМПО-Ависма» подтвердил, что предложение РЖД получено, его компания готова профинансировать проект. Представители «Уралкалия» и «Уралхима», в который входит «Березниковский азот», от комментариев отказались.

Из истории частных дорог. 158

километров Такова протяженность первой частной железной дороги в России. Ее построил «Суал»к Среднетиманскому месторождению бокситов. Сейчас Объединенная промышленная корпорация, «Норникель», UC Rusal строят дороги к своим месторождениям с использованием средств инвестфонда.

Как стало известно «Ведомостям», сегодня РЖД проведет совещание рабочей группы, на котором обсудит различные варианты финансирования строительства 53-километровой объездной железнодорожной ветки по маршруту Заячья Горка (Соликамск) – станция Яйва. Стоимость проекта составляет 8,9 млрд руб. Необходимость дороги на данном участке появилась в июле этого года, когда в результате подтопления солевым рассолом рудника «Уралкалия» там образовался провал грунтовых пород. В июле провал был размером 50 х 70 м, с тех пор его границы выросли более чем до 300 х 190 м. По словам представителя компании «Сильвинит» Антона Субботина, расстояние от провала до железной дороги сейчас составляет всего 112 м. РЖД намерена построить новую объездную ветку длиной 6 км к 1 января 2008 г. Однако, по словам Субботина, она не может гарантировать безопасности перевозок, поскольку вода продолжает заполнять пустоты и возможно дальнейшее проседание грунта.

Строительство объездной дороги уже обсуждалось в РЖД в минувшую пятницу. Как рассказал один из участников совещания, тогда было принято решение поделить финансирование строительства на три части: треть средств предоставит федеральный бюджет, треть – РЖД, а оставшаяся часть, т. е. 3 млрд руб., будет распределена между предприятиями региона в зависимости от объема их перевозок. Самыми крупными перевозчиками оказались «Уралкалий» (5,5 млн т продукции в год), «Сильвинит» (более 5 млн т), «Березниковский азот» (1,7 млн т), а также «ВСМПО-Ависма», «Соликамскбумпром», Березниковский содовый завод и «Содахлорат». Представитель РЖД Дмитрий Перцев подтвердил, что подобный сценарий существует. По его словам, окончательное решение о финансировании этого проекта примет рабочая группа. Произойдет ли это на сегодняшнем заседании, он не уточнил. Он также сообщил, что проектирование РЖД взяла на себя, выделив на эти цели 40 млн руб. Но, по словам участника совещания, осталось лишь проработать механизм возврата частных инвестиций. Пока РЖД выдвигает труднореализуемые предложения – например, предоставить инвесторам под этот проект беспроцентную ссуду на 20 лет, говорит один из участников пятничного совещания.