Партнерство за 16 млрд руб.

До конца года горадминистрация намерена объявить конкурс на участие в проекте «Надземный экспресс». Концессионер должен инвестировать около 16 млрд руб., срок окупаемости – более 10 лет
Е. Кузьмина

Вчера правительство Петербурга приняло постановление «О заключении соглашения о создании и последующей эксплуатации линии нового вида пассажирского экспресса «Надземный экспресс». Документ предусматривает строительство линии «Надземного экспресса» с привлечением петербургского бюджета и участием концессионера. Конкурс по отбору инвестора администрация Петербурга объявит 28 декабря, а итоги подведет в мае 2008 г., говорит председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максим Соколов.

Предварительную стоимость проекта он оценивает в 32,5 млрд руб. Из них около 4,5 млрд руб. необходимо для закупки подвижного состава, остальное пойдет на строительство трассы, большая часть которой разместится на эстакадах. На трассе предусмотрено 16 остановок. По словам Соколова, из бюджета Петербурга будет профинансирована половина стоимости проекта, остальное должен внести частный инвестор, который и будет управлять экспрессом. Соколов предполагает, что в конкурсе будут участвовать консорциумы из компаний, у которых есть опыт строительства подобных объектов, производителей подвижного состава и банков. В качестве потенциальных кандидатов в концессионеры Соколов называет Bombardier, Alstom и Siemens.

Представители Bombardier и Siemens подтвердили интерес к «Надземному экспрессу», но отказались сообщить, будут ли компании участвовать в конкурсе. Сотрудник пресс-службы Alstom сообщил, что компания интересуется несколькими проектами в России, но отказался от дальнейших комментариев. У Bombardier очень большой мировой опыт в реализации таких проектов, компания считает, что проект можно сделать прибыльным, сообщил представитель компании.

Bombardier в 2003 г. первой предложила тогдашнему губернатору Владимиру Яковлеву построить «легкое метро» на юге города. Компания оценивала проект примерно в $1 млрд, ее руководство ожидало, что все средства выделит горбюджет. Проект не пошел дальше презентации, которую Bombardier провела в марте 2003 г.

Прокладка трассы будет необычайно сложной, говорит попросивший об анонимности менеджер одной из европейских компаний, рассматривающих возможность участия в конкурсе. По его словам, на территории, по которой должен пройти экспресс, находится много инженерных коммуникаций, их перенос займет год-полтора и увеличит сроки строительства. Город берет на себя обязательство расчистить территорию под трассу – все коммуникации к 2009 г. должны быть перенесены, обещает Соколов.

Срок окупаемости «Надземного экспресса» – более 10 лет, но специализирующиеся на подобных проектах компании он должен заинтересовать, считает замдиректора НИПИ территориального развития Светлана Воронцова. По ее словам, победителю концессионного конкурса гарантирована загрузка производственных и строительных мощностей. Кроме того, Воронцова отмечает отсутствие в тех районах, где пройдет экспресс, метро и загруженность автомобильных трасс, что гарантирует инвестору устойчивый пассажиропоток. Строительство 1 км тоннеля метро в Петербурге стоит 4–5 млрд руб., а линия легкого рельсового транспорта обходится в 4–5 раз дешевле, говорит эксперт.

Пока ни один концессионный проект в России на практике не заработал, напоминает партнер юрфирмы Baker & McKenzie Максим Калинин. По его словам, концессия выгодна прежде всего частному инвестору, с которым государство соглашается делить риски. Но при этом чаще всего итоговая стоимость проекта оказывается выше изначально запланированной, что увеличивает срок окупаемости, говорит юрист.