РЖД встала на армянские рельсы


РЖД выиграла тендер на концессионное управление «Армянской железной дорогой» (АЖД) сроком на 30 лет, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на министра транспорта и связи Армении Андраника Манукяна. РЖД оставалась единственным претендентом на актив после того, как индийская Rail India Technical and Economic Services в декабре отказалась от участия в тендере. Представитель РЖД заявил «Ведомостям», что итоги конкурса официально будут объявлены 15 января. Тогда же, по его словам, стороны объявят и окончательные условия концессии.

Манукян рассказал, что РЖД предлагает несколько сценариев развития. Первый будет действовать, если АЖД по-прежнему будет заниматься только внутренними перевозками. (Из-за военных конфликтов закрыто железнодорожное сообщение Армении с Азербайджаном, а также сквозной путь до России – через Грузию и Абхазию. С Турцией у Армении отсутствуют дипломатические отношения.)

Этот сценарий подразумевает объем инвестиций в $570 млн, из которых $220 млн будет потрачено в течение первых пяти лет: почти 90% средств пойдет на восстановление железнодорожной инфраструктуры, остальное – на приобретение подвижного состава. В случае открытия сообщения с Турцией в 2009 г. объем инвестиций возрастет до $604,8 млн, с Азербайджаном в 2010 г. – до $1,77 млрд. Если же до 2011 г. откроется и грузинский участок абхазской железной дороги, то РЖД обязуется инвестировать $2,15 млрд, цитирует Манукяна «Интерфакс». Такие цифры назывались, подтвердил «Ведомостям» источник в РЖД. Манукян напомнил, что на 20-м году концессии у РЖД есть возможность продлить ее еще на 20 лет. Концессионер обязан перечислять в бюджет Армении 2% от выручки грузоперевозок.

АЖД по меркам РЖД совсем небольшой актив: ее годовой грузооборот меньше ежесуточной нормы РЖД. Директор департамента ФБК Игорь Николаев затруднился оценить выгоду РЖД от данного проекта. Госмонополия решила просто «потренироваться», строя планы по международной экспансии, полагает он.