$32 млрд за акции

В 2007 г. в ходе IPO российские компании привлекли $20 млрд, а общий объем размещений превысил $32 млрд

Уходящий год снова становится рекордным для российского рынка первичных и вторичных размещений. По итогам 2007 г. общий объем IPO и SPO превысит $32 млрд, подсчитали аналитики Альфа-банка. Всего российские компании, по мнению Альфа-банка, провели 31 размещение, из которых 20 – первичные. А по оценке Thomson Financial, в 2007 г. российские компании провели 34 размещения на $29 млрд, из которых 22 пришлось на IPO (объемом $20 млрд). В 2006 г. Thomson насчитал 17 IPO на $17,1 млрд и семь SPO на $1,9 млрд.

Если в 2006 г. рынок «сделало» 10-миллиардное размещение «Роснефти», то в 2007 г. было два ударных размещения. В мае ВТБ провел крупнейшее в 2007 г. IPO среди компаний развивающихся стран, продав на бирже акций на $8 млрд, а за два месяца до этого Сбербанк вышел на рынок с допэмиссией в $8,8 млрд (бумаги на $3 млрд выкупил Центробанк). Если у Сбербанка переподписки на акции не было, то на бумаги ВТБ спрос превысил предложение в 7–8 раз, и они были проданы по цене, близкой к верхней границе установленного диапазона. Более половины объема выкупили иностранцы, а российским частным инвесторам досталось акций на $1,5 млрд. Высокая цена размещения ВТБ не пошла на пользу инвесторам. Если «Сбер» с начала размещения вырос на 16,6%, то акции ВТБ закрылись в этом году с минусом в 2,3%.

Всего за год прошло пять миллиардных размещений: в апреле почти $1 млрд привлек ММК, в мае $1,4 млрд – AFI Development, а в июне $1,85 млрд – группа ПИК. В 2007 г. на IPO/SPO в банковском секторе и недвижимости пришлось 68% размещений. Во многом за счет этого удельный вес нефтегазового сектора в капитализации ликвидных акций сократился с 68% на конец 2006 г. до 55% в ноябре 2007 г., отметили аналитики «Альфы».

Разразившийся кредитный кризис не мог не затронуть и рынка акционерных размещений: инвесторы стали придирчивыми и осторожными. Несколько компаний, планировавших размещения до конца года, отложили их на неопределенный срок. Среди отказников, например, банк «Зенит», Coalco, «Лента», Х5 Retail Group, New Russian Generation, «Теорема». Отважились предложить себя рынку восемь компаний: ОГК-2, «Уралкалий», «Евразия дриллинг», «М.видео», банк «Санкт-Петербург», НМТП, ЛСР, «Синергия». Большинство размещений оказались успешными – пять из восьми бумаг были проданы по верхней границе ценового диапазона благодаря высокому спросу. Правда, к концу года половина бумаг уже торговались ниже цены размещения (см. таблицу). Зато «Уралкалий», перенесший IPO с 2006 г., подорожал в два раза. Кроме него к концу года больше всех выросли к цене размещения «Фармстандарт» (+78,7%) и «Росинтер ресторантс» (+82,8%).

Аппетит инвесторов к хорошим историям в наступающем году никуда не денется – стоит лишь найти перспективную компанию и получше поработать с потенциальными покупателями, считает руководитель инвестбанка J.P. Morgan в России Наташа Цуканова. По оценке Deutsche Bank, в России порядка 200 российских компаний с капитализацией свыше $500 млн, которые потенциально могут сделать IPO.

Аналитики Альфа-банка ждут в 2008 г. как минимум 40 размещений общим объемом от $29 млрд до $54 млрд, наиболее активными эмитентами должны стать банки, представители металлургии, электроэнергетики и недвижимости. Как и в прошлые несколько лет, о планах сделать IPO на следующий год объявили десятки компаний, в числе которых, в частности, Промсвязьбанк, финансовая корпорация «Уралсиб», «Камаз», «дочки» «Российских железных дорог», «Корбина» и «Инпром».