А теперь назад, к пиратам

Отечественный кинорынок остается единственным супердинамичным в мире. Но эту динамику едва ли стоит считать позитивной

Пока весь мировой прокат топчется на месте, российский (включая СНГ без учета Украины) ежегодно прибавляет в весе в среднем на четверть. В 2007-м, если скорректировать сведения на середину декабря, наши зрители оставят в кассах около 600 млн у. е.

Но зрителей больше не стало. Билетов будет продано, как в 2006-м, – примерно 100 млн, хотя мультиплексы всё строятся. Общая касса стремительно увеличивается только за счет роста цен на билеты и падения курса этих самых у. е. В 2007-м лидером проката СНГ стали третьи «Пираты Карибского моря». Со своими 34,03 млн у. е. они слегка опередили прошлогодний «Дневной дозор». При этом «Дозор», по данным «Кинобизнеса сегодня», посмотрели на 1 629 291 зрителя больше – вот вам новая цена билета.

В блогах кино обсуждают как никогда. Почему же не растет количество зрителей? Потому что прокатчики и владельцы кинотеатров старательно отваживают их от залов. Прокатчики – раскручивая дребедень как «главные блокбастеры года» (доверие к Голливуду у нас еще держится, но к отечественному продукту подорвано всерьез). Владельцы залов – отказываясь брать нестандарт и таким образом отсекая развитого зрителя. Даже мюзикл на хиты «Битлз» «Через Вселенную» смог выйти у нас лишь в одной копии. Лауреаты Каннов не попадают за пределы Москвы и Питера. Фактически речь можно вести о нарушении прав потребителя.

Главным же образом публику отпугивают ценовой политикой. Субботний дневной билет в московский мультиплекс – 300 руб. Вечерний – ощутимо дороже. Вы в Париже такое видели? Знаю случаи, как студенты не из самых бедных семей приходили в кино, видели цены и говорили: лучше купим DVD – и к кому-нибудь домой. Кино как вид культурного досуга начинает превращаться у нас из демократичного в элитарный. Бизнес ведется так, словно не рассчитан на перспективу, словно кинотеатрам не нужен постоянный клиент.

Куда дорога киноману? Назад к пиратам. У них есть все и дешевле.