Сейчас не в моде работать на заводе

Розничные сети, предлагающие сотрудникам высокую зарплату, перетягивают работников других отраслей. Последним, чтобы закрыть вакансии, приходилось в 2007 г. проявлять изобретательность

В уходящем году в Новосибирске введено в эксплуатацию около 300 000 кв. м торговых площадей – это больше, чем в 2005 и 2006 гг., вместе взятых. В начале года в рознице работало около 45 000 новосибирцев, в конце – уже не менее 50 000, подсчитали в DSO Consulting.

Зарплаты продавцов, кассиров и другого рядового персонала в течение года выросли на 40–55% (см. врез). Белым воротничкам такая прибавка и не снилась, говорит директор новосибирского представительства HeadHunter Марина Зырянова. Рядовые сотрудники имеют такой широкий выбор предложений работы, какого у них не было никогда, добавляет директор по персоналу сибирского филиала «Евросети» Елена Аистова.

Традиционный канал для найма сотрудников – газеты объявлений – не обеспечивает необходимого притока кандидатов, считает Гаянэ Балян, консультант Avanta Personnel. Предприятия выдумывают новые приемы для привлечения сотрудников.

На ПТУ надежды мало, говорит замначальника управления образовательной политики в сфере общего образования, начального и среднего профессионального образования департамента образования Новосибирской области Николай Громов. В 2006 г. училища области выпустили 9847 человек, в 2007 г. – 8627, прогноз на 2008 г. – 7482. По специальности в этом году трудоустроились 77,4% выпускников.

Когда в мае Алтайскому шинному комбинату понадобилось 1400 новых рабочих, он запустил кампанию на телевидении, в печатных СМИ и на наружных носителях, рассказывает руководитель пресс-службы предприятия Лилия Зенухина. Появились молодые улыбающиеся люди в заводской униформе в сопровождении слогана «Сегодня в моде работать на шинном заводе!». Бюджет кампании Зенухина не раскрыла, сказав лишь, что агитация оказалась эффективной.

Еще в прошлом году «Евросети» для привлечения соискателей хватало только бегущей строки на телевидении, вспоминает Аистова, а сейчас этот канал дает лишь половину кандидатов. Остальных компания добирает в интернете, газетах, с помощью специальных акций и презентаций в вузах. Проводить встречи со студентами в следующем году начнет и «Вымпелком», говорит руководитель центра поддержки клиентов сибирского «Вымпелкома» Андрей Яковлев.

С проблемой поиска сотрудников сталкиваются и розничные сети из-за большого количества предложений.

В ритейле, особенно продовольственном, самая высокая текучесть персонала – до 200% в год, отмечает управляющий партнер кадрового агентства Business Connection Ильгиз Валинуров. Александр Агеев, директор по корпоративному развитию НТС (франчайзи «Пятерочки» и «Патэрсона» в Новосибирске и на Алтае, собственная сеть «Столичный»), считает, что текучка на уровне 80–100% в пределах нормы.

В непродуктовом ритейле текучесть ниже, говорят участники рынка. В ГК «Обувь России» (90 обувных магазинов в 25 регионах Сибири и Урала, в которых работают 734 человека) в 2007 г. текучка составляла 10–15% против 25% в прошлом, рассказывает директор по персоналу Анна Олейникова. По ее словам, средний доход продавца-консультанта в сети за год вырос на 40%.

В следующем году работодателям придется еще тяжелее, прогнозируют рекрутеры.

Генеральный директор кадрового агентства «Бизнес-персонал» Елена Ермоленко полагает, что в связи с возрастающим кадровым голодом увеличится временная занятость – будут создаваться рабочие места на несколько часов в день – и продолжится рост зарплат низшего звена.