Спиртное отдохнуло от кризиса

В 2007 г. алкогольная отрасль работала над ошибками, допущенными в 2006 г. Чиновники поняли, что перебои с водкой в год выборов недопустимы, и ограничились идеями реформ

Самым громким событием уходящего года стала летняя неразбериха со спиртовыми счетчиками. 322 предприятия, не успевшие их установить, 4 июня лишились лицензий и прекратили работу, но к концу августа большинство лицензий восстановили. По данным Росстата, за 11 месяцев 2007 г. в России произвели 116,4 млн дал водки и ликероводочных изделий – на 12% больше, чем за тот же период прошлого кризисного года. «Отрасль вышла на объемы докризисного 2005 г., производство шампанского и вина даже выросло», – отмечает президент Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин.

«В 2007 г. законопослушные производители восстановили дистрибуцию, позиции в рознице и сосредоточились на разработке новых продуктов», – говорит гендиректор «Галакты» Юлия Конельская. «2007 г. мы прожили без кризисов, все нововведения перенесли на 2008 г.», – вторит коммерческий директор «Русского алкоголя» Вадим Касьянов.

На «после выборов» перенесли почти все инициативы. ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) начнет работать в автоматическом режиме с 1 ноября 2008 г. Вместо старого разработчика – НТЦ «Атлас» программу поручили написать вычислительному центру ФНС. В ноябре 2008 г., если все пойдет по плану, алкогольную отрасль ждет волнующий переход на автоматическую работу счетчиков. Шапкин надеется, что все пройдет без кризисов.

Однако оптовые дистрибуторы водки об этом уже не волнуются. Оптовиков освободили от ЕГАИС, оставив в системе только заводы. Такой закон Госдума приняла 19 ноября. «Система утратила ключевую ценность. Ее «заплаточный» вариант уже не станет эффективным инструментом контроля», – категорична Конельская. Хотя на алкогольном рынке, где, по данным Euromonitor, 31% занимает нелегальная продукция, нужен контроль не только производства, но и продаж. Одна из идей правительства – разрешить продажу крепкого алкоголя только в спецмагазинах. Тогда, если государство захочет подключить каждую кассу такого магазина к ЕГАИС, это не парализует продажи хлеба и мяса. Пока эта идея есть лишь в правительственном докладе президенту.

А депутат Владимир Пекарев хочет бороться с нелегальной водкой с помощью установления минимальной цены. Законопроект будут рассматривать в 2008 г. «Минимальная розничная цена водки должна быть установлена хотя бы на уровне ее себестоимости – сегодня около 65 руб.», – говорит Касьянов из «Русского алкоголя». «Это самая простая и действенная мера против нелегальной продукции», – согласна Конельская.

Глава Счетной палаты Сергей Степашин в октябре в очередной раз предложил ввести монополию на оборот этилового спирта. Правительство почти сразу отклонило его идею. Но, может быть, больше повезет законопроекту сенатора Владимира Гусева, внесенному в Госдуму в конце ноября. Он предлагает регионам обзавестись госкомпаниями и отдать им весь оборот крепкого алкоголя. «Это создаст массу возможностей для злоупотребления», – прогнозирует Касьянов.

Наверняка вызовет дискуссии в 2008 г. и законопроект о второй акцизной марке – пока он принят только в первом чтении. Вторая марка, наклеенная на горлышко, должна защищать от повторного использования тары, но потребует дополнительных затрат и может привести к росту цены на бутылку водки на 1–2 руб.

В 2008 г. спиртзаводам придется также потратить примерно по $1,5 млн на оборудование для переработки барды (отходов производства), крайний срок его обязательной установки – 1 января 2009 г.

Большинство событий алкогольного рынка в 2007 г. было связано с госрегулированием отрасли. Недаром потенциальное введение госмонополии на алкоголь – номер один в списке рисков для инвесторов, которым предлагали купить акции «Синергии», первой водочной компании, решившейся на IPO. Размещение ее акций в ноябре прошло вполне удачно – компания получила $178,8 млн. Вчера в РТС сделок с акциями «Синергии» не было, в последний раз акции, размещенные по $70 за штуку, торговались по $65, капитализация – $661 млн.