Выбор президента

Президент поддержал кандидатуру Дмитрия Медведева, которому доверил национальные проекты еще два года назад. При новом президенте Путин будет контролировать ситуацию из кабинета председателя правительства
AP

Будущее России. Дмитрий Медведев

о работе национальных проектов. «Проекты? Вся наша жизнь – один большой проект. И делится на несколько более маленьких проектов».

Главным политическим событием 2007 г. стала презентация преемника. Наблюдатели, привыкшие к кадровой непредсказуемости президента, перебирали десятки вариантов сменщика Путина, называя самые неожиданные фамилии, а в самых очевидных кандидатов – Дмитрия Медведева и Сергея Иванова – мало кто верил.

Путин указал на Медведева косвенно. Он лишь «поддержал выбор» четырех партий: «Единой России», «Справедливой России», Аграрной партии и «Гражданской силы», которые предложили выдвинуть первого вице-премьера кандидатом в президенты. Выдвижение было срежиссировано – партийцев поставили в известность о кремлевском фаворите за два дня до знаковой встречи, признавался «Ведомостям» после презентации преемника председатель одной из партий.

Президент честно не скрывал намерения уйти после мартовских выборов из Кремля и начал еще с лета готовить элиты к переменам. Пока все судорожно перебирали: «Козак... нет... Ткачев... нет... а может, Трутнев?», в сентябре Путин смешал колоду и отправил в отставку кабинет министров, вспоминает один из чиновников. Состав правительства претерпел косметические изменения, но и сам Путин не скрывал, что встряхнул министров в профилактических целях. «Я хотел бы, чтобы правительство в Москве, региональные власти и федеральные органы власти, как швейцарские часы, молотили бы не переставая вплоть до выборов и в период между мартом и маем 2008 г.», – объяснял он причины отставки кабинета Михаила Фрадкова. Но члены правительства сбавили обороты, начали подумывать, как будет складываться их личная судьба после выборов, посетовал он.

После встряски два фаворита не ушли со сцены.

Путин не повторил своего предшественника Бориса Ельцина и не воспользовался должностью премьер-министра для обозначения избранника. Назначенного в ноябре 2005 г. первым вице-премьером по нацпроектам Медведева в феврале 2007 г. он уравнял в президентском забеге с еще одним первым вице-премьером – Сергеем Ивановым. Ему доверили оборонный комплекс, космос, нанотехнологии.

Не угадали и единороссы, лоббировавшие в Кремле партийный сценарий передачи власти. Партийцы до последнего надеялись, что преемник вступит в партию, на худой конец, возглавит ее список на выборах в Госдуму, и заблаговременно зачислили обоих фаворитов в состав «сторонников партии», фантастический партийный институт, куда про запас зачисляются многие политические тяжеловесы.

Ни Медведев, ни Иванов в партию не вступили, а Путин, выдержав до последней секунды, как многолетний коньяк, интригу, приоткрыл карты на предвыборном съезде 1 октября. Он заявил, что может пойти работать премьер-министром при новом президенте при двух условиях: если «Единая Россия» одержит убедительную победу и если президентом будет избран молодой, активный кандидат. Многие считают, что с этого выступления на съезде президент уже определился, кому быть преемником.

Решив баллотироваться в президенты, Медведев позвал Путина в председатели правительства. Де-факто, конечно, преемник лишь предложил президенту то, что тот сам заранее выбрал. Путин продемонстрировал, что такой алгоритм действий будет и при новом президенте.

Президентский рейтинг Медведева после всего этого стал расти как на дрожжах, показав за неделю рост более чем в два раза: с 37% в первой декаде декабря до 79% – в последней, как показал репрезентативный опрос «Левада-центра».

Последней нераскрытой картой остается вопрос о том, каким образом Путин, будучи премьером, сможет контролировать стратегически важный в российской политике силовой блок и куда трудоустроит другого фаворита – Сергея Иванова. Наблюдатели полагают, что в этом случае может быть востребована площадка Совета безопасности, через которую Путин сможет контролировать силовиков.