Пауза для роста

Продолжительный творческий отпуск, который все чаще предоставляют сотрудникам западные работодатели, может изменить к лучшему и карьеру, и самочувствие

Однажды Даниэл Маркус, консультант по зарплате руководителей высшего звена, проснулся в темном гостиничном номере. Он знал, что ему нужно встретиться с очередным корпоративным клиентом – третьим за три дня командировки в третьем по счету большом городе. Несколько минут он не мог понять, где находится и кто именно ждет его на встрече. «Плохо дело», – подумал Маркус. Но провал в памяти пошел во благо. Благодаря ему Маркус, давний партнер Mercer, крупной консалтинговой компании в области управления персоналом, находящийся в постоянных разъездах и работающий по 60 часов в неделю, понял, что близок к профессиональному истощению, и решил уйти в творческий отпуск.

За восемь месяцев отпуска Маркус выполнил тщательно разработанный план самосовершенствования и отточил профессиональные навыки. «Сегодня я работаю лучше», – говорит он. 51-летний консультант трудится теперь 40 часов в неделю в консалтинговой компании Semler Brossy Consulting Group в Лос-Анджелесе.

Творческий отпуск может помочь карьере, особенно если во время его вы приобретете ценные навыки, опыт и знания. Длительные перерывы в работе позволяют отправиться в путешествие, заняться образованием или исследованиями. В подобных практиках можно найти и полезные примеры, и ошибки, которых следует избегать.

По мнению Дэна Клементса, одного из авторов книги «Побег 101: взять творческий отпуск легко» (Escape 101: Sabbaticals Made Simple), в наше время творческие отпуска привлекают все больше внимания измученных работников. Сам Клементс за 15 лет брал пять подобных отпусков. По данным Общества по управлению персоналом, в 2007 г. примерно 16% работодателей США предложили работникам неоплачиваемые творческие отпуска и 4% – оплачиваемые.

Например, 150 американских сотрудников компании Accenture, занимающейся консалтингом в области управления, расположенной в Гамильтоне на Бермудских островах, уже приняли участие в программе «Будущий отпуск». Согласно ей сотрудники, проработавшие в компании три года, могут взять трехмесячный неоплачиваемый отпуск. Они продолжают пользоваться социальным пакетом, и за ними сохраняется рабочее место.

Консультанты по творческим отпускам с каждым годом ощущают рост спроса на свои услуги. Успешный творческий отпуск требует тщательного планирования. «Ведь вы рискуете, – отмечает Стефани Смит, нью-йоркский консультант руководителей высшего звена. – А значит, надо убедиться, что преимущества, которые вы получите, стоят риска».

Скажем, Маркусу не нравилась в Mercer сама атмосфера крупной компании. «Число клиентов, которых я был вынужден вести, не позволяло мне заниматься ими настолько детально, насколько мне казалось необходимым», – объясняет он. Когда на него свалилось 22 компании, ему пришлось сократить спортивные тренировки, и он набрал половину недавно сброшенного веса.

Сообщая коллегам и клиентам, что уходит в неоплачиваемый творческий отпуск, Маркус еще сам не знал, сколько он будет отсутствовать и вернется ли он вообще. «В чем проблема: в самом консалтинге или в том, где я им занимаюсь? – размышлял Маркус. – Как мне опять полюбить свою работу?»

Человек был готов отказаться от профессии, которой посвятил 26 лет. Но не мог забросить ее полностью. Во время отпуска он время от времени консультировал две компании.

Перед уходом Маркус набросал схему творческого отпуска. Она занимала всего одну страницу и описывала четыре идеальных состояния (спокойствие, комфорт, общение, удовольствие), а также действия, необходимые для их достижения, и результаты для тела, ума и души.

Сначала Маркус провел неделю на мексиканском курорте, где занимался йогой, рисованием и изготовлением ювелирных украшений. Потом стал почти каждый день заниматься спортом и подолгу гулять с собакой по пляжу недалеко от своего дома в Марина-дель-Рей. Похудел на 4,5 кг.

Затем начал преподавать на неполной ставке в школе бизнеса UCLA, вложил $125 000 в две начинающие неприбыльные компании («Я хотел поставить себя в некомфортное положение и попробовать что-то новое», – поясняет он) и принял участие в чемпионате по покеру. Маркус говорит, что это мероприятие помогло понять, что ему лучше сконцентрироваться на том, что он умеет делать лучше всего, – консультировать советы директоров. Он также дал себе слово работать не больше 30 часов в неделю, чтобы оставалось время на преподавание.

Маркус обсудил условия своего возвращения с Mercer, и руководство согласилось с его требованиями. Но в тот день, когда он вернулся в свой кабинет, он прозрел. «Через пять минут мне пришлось бежать в туалет. У меня начались проблемы с желудком», – вспоминает он.

Клементс предостерегает тех, кто возвращается из творческого отпуска, от возможных разочарований. «Ваша работа может показаться вам незначительной, требующей от вас слишком мало или слишком много или просто тяжелой, – говорится в его книге. – Это пройдет. А если не пройдет, вы найдете другую работу».

Маркус ее нашел. В августе он начал работать в Semler Brossy, маленькой компании, занимающейся консалтингом в области зарплат. Он благодарен своему творческому отпуску. «Я понял, что мне не стоит работать в Mercer», – замечает Маркус. Маленькая фирма – самое подходящее для него место, уверен он.