Чудо для бедных

Ратан Тата хочет сделать для индийцев то, что Генри Форд с Ford T сделал для американцев, а Фердинанд Порше c Volkswagen-«жуком» – для немцев: дать им народный автомобиль

Авто и компания. Tata Motors

автопроизводитель. показатели в 2007 финансовом году (завершился 31 марта): продажи – 580 280 автомобилей, Выручка – $7,2 млрд, Чистая прибыль – $443,75 млн. Акционеры: Tata Sons (21,92%), Tata Steel (8,4%), Life Insurance Corporation of India (7,95%), Daimler Chrysler A.G. (6,64%). Капитализация – $7,54 млрд.

Tata Nano

Длина – 3,1 м. Ширина – 1,5 м. Высота – 1,6 м. Максимальная скорость – 105 км/ч. Двигатель – 623 куб. см/33 л. с. Расход топлива – 4,7 л на 100 км.

Идеи нанотехнологий побеждают не только в России: индийская Tata Motors представила вчера на автосалоне в Дели свой нацпроект – рекордно дешевый автомобиль Nano стоимостью 100 000 рупий ($2500).

Tata Nano – 5-местный 4-дверный автомобиль с двигателем в 33 л. с. Он полностью соответствует индийским нормам безопасности и экологии, отметил председатель совета директоров компании Ратан Тата, а двигатель – нормам «Евро-4». «Это обычная машина, сделанная из листового металла, а не пластика, разработанная и произведенная как стандартный автомобиль», – заявил Тата.

Nano будет выпускаться в трех вариантах: базовом и двух дорогих (с кондиционером). С учетом НДС, транспортных расходов и дилерских наценок в рознице базовая модель, по оценкам аналитиков, будет стоить около 120 000 рупий ($3000). «С тех пор как мы начали этот проект четыре года назад, производственные затраты существенно возросли, но обещание [сделать машину за 100 000 рупий] есть обещание», – сказал Тата.

При такой низкой цене норма прибыли может составлять всего 5% и на окупаемость уйдет более пяти лет, считает Вайшали Джаджу, старший аналитик Angel Broking в Мумбаи. Тата не сказал, какая у проекта будет норма прибыли, заявив лишь, что более дорогие версии помогут ему окупиться быстрее; если же цены на сталь продолжат расти, может быть повышена и цена базовой модели.

На рынке Nano должен появиться в сентябре – ноябре; в 2009 г. планируется продать 200 000 штук.

По данным BusinessWeek, опубликованным в апреле 2007 г., самые дешевые автомобили в мире – японская Suzuki Maruti 800 (от $4400), китайские Chery QQ3 ($3900) и Geely Merrie Star ($4200), итальянская Fiat Palio ($5000).

Возможности развивающихся рынков привлекают иностранные автоконцерны: о желании разработать автомобили по $6000–10 000 объявили Nissan, Toyota, General Motors, Volkswagen и Ford. Renault, продавшая в 2007 г. 367 745 автомобилей на дешевой платформе Logan, готовит Tata конкурента – вместе с индийским производителем мотоциклов Bajaj Auto разрабатывает машину за $3000.

В первые три года Nano экспортироваться не будет, затем Tata рассчитывает вывести его на другие развивающиеся рынки. Несмотря на соответствие нормам «Евро-4», Nano – автомобиль не для России, уверен эксперт по автопрому Ernst & Young Иван Бончев. Автомобили класса A, тем более с минимальным уровнем комфорта, в России непопулярны, о чем свидетельствуют объемы продаж автомобилей «Ока» (цена – от $5600, по данным «АСМ-холдинга», в первом полугодии 2007 г. было выпущено 2373 штуки). Nano рассчитан на рынок Юго-Восточной Азии – автомобиль с успехом заменит там двух- и трехколесные транспортные средства, считает Бончев. Новый мотоцикл стоит в Индии около 40 000 рупий.