Должен остаться только один

Руководитель Росприроднадзора Сергей Сай стал первым руководителем федерального ведомства, объяснившим свою отставку несогласием с административной реформой
Е.Стецко

Сай попросил премьер-министра об отставке по собственному желанию с 17 января и считает, что она будет принята. Заявление еще не подписано, сообщила пресс-служба правительства.

«В Росприроднадзоре стратегически не была выстроена работа, а мнения о том, как она должна быть выстроена, у меня и министра [природных ресурсов Юрия Трутнева] сильно расходятся», – объяснил Сай свое решение и добавил, что претензий лично к Трутневу у него нет. «Просто мы оказались в ситуации, когда кто-то из нас должен был уйти», – сказал он. По мнению Сая, причина – в системе взаимоотношений службы и министерства, предусмотренной административной реформой.

У ведомства нет права законодательной инициативы, а у руководителя службы – необходимых управленческих полномочий, констатирует Сай: «Я не мог самостоятельно назначать глав территориальных управлений и, чтобы сделать такому чиновнику выговор, должен был писать письмо министру, инициируя служебное расследование».

Глава Росприроднадзора не назначает и собственных заместителей. «Когда Трутнев приглашал меня на должность, он сказал, что придется работать с уже работающими заместителями, в том числе с Олегом Митволем», – вспоминает он. В декабре 2006 г. Сай попросил Трутнева провести проверку деятельности Митволя, который, по его мнению, занимался инспектированием подотчетных другим сотрудникам Росприроднадзора объектов, но министр отверг это предложение. А на претензии Сая Митволь отвечал, что он «работал в ведомстве при трех руководителях».

Представитель Минприроды отказался от комментариев.

Решить эти проблемы можно, присвоив службе статус госкомитета, напрямую подчиненного правительству, с назначаемым премьером руководителем, с правом законодательной инициативы, считает Сай.

Сегодня существуют 34 службы, 15 из них напрямую не подчинены министерствам. Федеральной миграционной службе (подведомственна МВД) право законодательной инициативы предоставлено указом президента, говорит ее представитель Константин Полторанин. Росохранкультуры получила право законодательной инициативы при создании и подчинена правительству, рассказывает ее представитель Евгений Стрельчик: заместители главы службы назначаются премьером, а главы территориальных управлений – руководителем службы.

Цель административной реформы – создание комфортных условий не для чиновников, а для клиентов ведомств, замечает Владимир Южаков из Центра стратегических разработок, но сегодня работа службы оценивается по другому показателю – числу проверок: в декабре 2006 г. Трутнев из-за их сокращения в 1,5 раза сказал, что Росприроднадзор не справляется с работой.

По концепции реформы службы должны быть похожи на госкорпорации, говорит ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов: им выделяется бюджет и определяется объективный показатель оценки работы – например, повышение качества воды. Но получились «младшие министерства», считает он.

В Росприроднадзоре проявились недостатки административной реформы, согласен вице-президент «Норильского никеля», бывший заместитель министра природных ресурсов Владимир Энгельсберг. Статус этой службы, скорее всего, будет изменен и она будет подчинена правительству, предполагает он.

Новым руководителем Росприроднадзора может стать заместитель Сая Семен Леви, считает Евгений Шварц из WWF. Кандидат на это кресло может оказаться среди заместителей министра природных ресурсов, допускает Энгельсберг. Директор «Гринпис» в России Иван Блоков считает, что пока и. о. руководителя службы станет Митволь.