Лучше остаться дома

В 2007 г. Москва уже не так сильно манила нижегородских специалистов, утверждают рекрутеры. Многие неплохо устраиваются на месте
Д.Гришкин

В 2007 г. нижегородцев, уезжающих работать в Москву, стало заметно меньше, подсчитали в Региональном кадровом центре (РКЦ) и нижегородской финансово-промышленной корпорации «Соло» гендиректор РКЦ Алена Соловьева и пресс-секретарь «Соло» Илья Лебедев. Лебедев, анализировавший данные нижегородских рекрутинговых агентств, утверждает, что в 2007 г. в столицу с целью трудоустройства переехали 10 000–12 000 жителей Нижнего, а в 2006 г. их было около 15 000. Из обращавшихся в агентство соискателей, у которых был выбор между Нижним и Москвой, более 80% предпочли остаться в родном городе, утверждает Соловьева.

В 2007 г. отток кадров из регионов в Москву сократился на 15%, соглашается PR-менеджер консалтинговой группы «Имикор» (главный офис – в Москве, есть представительства в Новосибирске, Екатеринбурге, Петербурге и Нижнем Новгороде) Алена Салахова. По ее мнению, причина в относительном выравнивании зарплат, к тому же в регионах бизнес развивается быстрее и топ-менеджеры имеют более широкое поле деятельности, чем в Москве. Директор одного из московских кадровых агентств оценила снижение интереса специалистов из регионов к столице на 10%. Зачастую специалисты сейчас сами начинают диктовать зарплату работодателю, а разница между среднестатистическими нижегородскими и московскими зарплатами сократилась в 2007 г. на 20–25% в сравнении с 2006 г., говорит Соловьева. Средний рост зарплат в Нижнем Новгороде в 2007 г. составил 15%, в Москве – около 20%, отмечает генеральный директор кадровой компании «Эгида» Людмила Ларионова.

Лебедев и Соловьева связывают наметившуюся тенденцию с крупными инвестиционными проектами на территории Нижегородской области, предусматривающими создание большого количества рабочих мест.

Проекты, которые в 2007 г. одобрил областной инвестиционный совет, предполагают создание 44 000 рабочих мест (в 2006 г. – около 25 000).

За последние два года лишь один сотрудник из 3000 предпочел работу в Москве, рассказал представитель группы компаний «Нижегородский масложировой комбинат» (имеет филиал в Москве) Денис Одегов-Ширыбанов. Он рассказал, что нижегородское предприятие мало отличается от московского филиала по соцпакету и зарплате – разница составляет 10–15%.

Правда, топ-менеджеры по-прежнему охотно уходят в столицу на повышение, отмечает Лебедев. В 2007 г. в Москву приглашены на руководящие посты более десятка известных нижегородцев.

Гендиректор нижегородской гостиницы «Октябрьская» Виталий Бабушкин стал президентом «Интурист отель групп». Гендиректор «Нижфарма» Андрей Младенцев получил пост замруководителя Росздравнадзора. Директор нижегородского УФПС Нижегородской области – филиала ФГУП «Почта России» Дмитрий Панышев стал замруководителя Федерального агентства связи Министерства информационных технологий и связи РФ.

Темпы миграции специалистов в Москву сдерживаются проблемами с транспортом и жильем, а также «с повышенной стрессогенностью работы в столице», считает исполнительный директор Ассоциации консультантов по подбору персонала Валерий Оськин.

В 2008 г. тенденция к большей оседлости кадров в Нижнем Новгороде сохранится, предполагает Лебедев. Московский бизнес еще более усиливает движение в регионы и в этой ситуации обратный отток кадров из Нижнего в Москву выглядел бы нелогично, добавляет он.

Теперь уже провинция начинает скупать кадры у Москвы, говорит Ларионова. Но, по ее данным, 47% соискателей «Эгиды» все же предпочли в 2007 г. трудоустройство в столице, тогда как в 2005 и 2006 гг. их доля составляла 24% и 34% соответственно. В столице чаще предлагают «белую зарплату, хороший соцпакет и возможность обучения за счет компании», поясняет она. Оськин считает, что в 2008 г. отток кадров из Нижнего Новгорода не уменьшится, зато оживится межрегиональная трудовая миграция, чему способствует быстрое развитие кадровых сетевых агентств.

В 2008 г. отток специалистов из провинции в Москву продолжится, но емкость местных рынков будет расти и Москва будет терять постепенно свою «кадровую привлекательность», считает менеджер по PR и рекламе самарской Senat Consulting Services Андрей Полежаев.