Швецов не нашел партнера

«Северсталь-авто» отказалась от партнера для строительства дилерской сети. Компания готова самостоятельно реализовать проект стоимостью $100 млн
М.Стулов

«Северсталь-авто» объявила о планах строительства дилерской сети в начале прошлого года. Компания искала партнера для проекта – ему отводилась роль покупателя земельных участков под дилерские центры. Землю планировалось выделить в отдельную компанию, контрольный пакет которой «Северсталь-авто» планировала отдать партнеру. Покупка участка составляет 20–30% стоимости дилерского центра, оценивает гендиректор строительной компании «Штрабаг» Александр Ортенберг.

«СЕВЕРСТАЛЬ-АВТО»

Российский автоконцерн. Выпускает и продает автомобили «УАЗ», SsangYong, Fiat, грузовики Isuzu. Владельцы – 42% акций находятся в свободном обращении, 58% контролирует Швецов. Выручка по МСФО в 2006 г. – $1,23 млрд. Чистая прибыль – $67 млн. EBITDA – $162 млн.

Теперь «Северсталь-авто» решила действовать в одиночку, рассказал «Ведомостям» гендиректор и совладелец компании Вадим Швецов. Потенциальные партнеры, в том числе иностранцы, ждали возврата на вложенный капитал на уровне 50%, говорил он, а это делало бессмысленным весь проект. Если партнеры хотят видеть отдачу на вложенный капитал на уровне 50%, это означает, что они претендуют почти на всю прибыль проекта, считает директор по региональному развитию «Автомира» Сергей Вятченков. Швецов не сказал, с кем вел переговоры.

Изменилась и концепция развития сети компании – она будет делать акцент на регионах, говорит Швецов. Уже в феврале-марте «Северсталь-авто» откроет первый центр в Подмосковье, где под одной крышей будут собраны все выпускаемые ею бренды – «УАЗ», Fiat, SsangYong, Isuzu. В этом году планируется открыть еще два похожих салона в двух крупных городах России, рассказывает Швецов, все они будут строиться вместе с сервисными центрами: «Кто предложит лучший сервис, будет преуспевать». По замыслу «Северсталь-авто» в ее центрах будет обслуживаться как минимум 10% легковых машин, выпускаемых компанией, и 50% грузовых.

«Мы больше потратим времени на то, чтобы им объяснить, как надо, нежели построим свою сеть», – объяснял весной Швецов необходимость создания собственной сети в интервью «Ведомостям». Но пока собственные дилерские сети в России есть только у нескольких автопроизводителей. «АвтоВАЗ» владеет долями в 130 дилерах. Группа «Сок», которая выпускает на «Ижавто» автомобили Kia и вазовские модели, владеет рядом дилерских центров Kia и мультибрендовыми салонами по всей России. В 2005 г. в Москве собственный автосалон «Mercedes-Benz центр» открыла DaimlerChrysler.

В мировой практике около 10–15% дилерских центров принадлежат производителям, говорит аналитик ИК «Капитал» Михаил Пак, – они задают стандарты обслуживания другим дилерам. К тому же при достаточных объемах «Северсталь-авто» через дилерскую сеть может снять сливки с продаж своих автомобилей. Это положительно отразится на рентабельности компании, думает Пак.

Но вложения окупятся нескоро, предупреждают эксперты. Строительство 1 кв. м дилерского центра в Москве обходится в $1200–1500, т. е. центр площадью около 10 000 кв. м может обойтись компании в $12–15 млн, посчитал Ортенберг. С этой оценкой согласился Вятченков. В регионах строительство дешевле – максимум на 10–15%, говорит Ортенберг. Средний срок окупаемости дилерского центра – около пяти лет, а торговый центр без сервиса будет окупаться дольше, полагает Вятченков.