Отрицательный результат

Инсталляция «Зона неразличения» художника Ирины Наховой не нашла сочувствующего зрителя

Пришедшие на выставку быстро ее покидали. Смотреть было не на что – видеопроекции возникали где-то под потолком и исчезали, как только разглядишь, что ничего в них нет замечательного. В темноте и пустоте раздавались обрывки несвязной речи на разных языках. «А, все понятно», – быстро говорили вошедшие и закрывали за собой дверь. Голый зал – что голую сцену, комнату без мебели или неожиданно неодетого человека – рассматривать очень неловко.

Для публики, склонной подозревать современное искусство в надувательстве, «Зона неразличения» – отличный повод позлословить. Для поклонников московского концептуализма, в котором Ирина Нахова давно прописана, смысл инсталляции ясен: в обрывках подсмотренных сцен и хаосе чужих слов таятся неизвестные нам, а потому волнующие загадкой смыслы.

Примерно так рассказала о своей работе автор. А Елена Селина, арт-директор XL, удивлялась: «Я уговаривала художника вообще обойтись без изображения, ведь звук очень сильно действует, а изображение для современного искусства не обязательно. Почему зрители хотят что-то рассматривать?» Получается, лучше было бы вообще ничего не видеть. Ну, тогда и не слышать. Уши так же устали от хаоса непрошеных звуков, как глаза – от избытка назойливых образов.

Конечно, эта выставка – эксперимент, и не интеллектуальный, а чувственный, ведь и Селина, и Нахова говорили о переживании повседневности, о возможности увидеть и услышать в случайном что-то важное, ключевое. Другое дело, что результат можно считать отрицательным, но, как известно, это тоже результат.