Oт редакции: Вредное плацебо


В четверг на этой неделе истекал срок соглашения между производителями и продавцами социально значимых продуктов о заморозке цен на них. По соглашению производители обязались зафиксировать цены на уровне, существовавшем 15 октября, на батоны и буханки, молоко 1,5%-ной жирности, кефир 1%-ной жирности, подсолнечное масло, а также яйца. Сети обещали не делать наценку на эти товары выше 10%. До последнего момента судьба соглашения не была ясна. Компании начали было жаловаться на рост издержек, но министр сельского хозяйства Алексей Гордеев развеял их опасения и гордо объявил о том, что действие соглашения в результате совещания в Минсельхозе продлено до 1 мая.

Никакого отношения к борьбе с инфляцией эта бурная деятельность не имеет. По данным Росстата, только в ноябре – декабре хлеб подорожал на 1%, молоко и молочная продукция – на 6,2%, подсолнечное масло – на 3%, яйца – на 4,1%. Инфляция за эти три месяца составила 3,9%, а в целом за год – 11,9%. Конечно, далеко не все производители и продавцы участвуют в соглашении. Да и те, кто участвует, могут спокойно повышать цены на молоко 2,5%-ной жирности или 3%-ный кефир.

Ничего, кроме прецедента нерыночного управления рынком, это не создает. У Минэкономразвития аргумент такой: если б не соглашение, темпы роста цен на продукты были бы еще выше. Именно заморозка оказала «наиболее существенное влияние» на замедление инфляции, писали чиновники министерства в мониторинге состояния экономки за ноябрь (правда, они признавали, что и на мировых рынках продовольствия ситуация в то время стабилизировалась). Проверить невозможно, а по окончании соглашения цены все равно возьмут свое, как уже было с бензином в 2006 г. Зато когда придет время отвечать на вопрос, а вы что сделали для борьбы с инфляцией, министерства ответят: как что? Помогли заключить соглашение о заморозке цен!.