РЖД теряет конкурента

«Тверскому экспрессу» оказалось не под силу тягаться с монополистом. Поезд Москва – Самара пришлось отменить меньше чем через месяц после начала перевозок. На казанском направлении «Мегаполис» продержался четыре месяца

ООО «Тверской экспресс»

Пассажирская железнодорожная компания. Совладельцы: «Трансгрупп» (акционер «Трансмашхолдинга») – 51%, ОАО «Тверской вагоностроительный завод» – 49%. По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка за 2006 г. – 51,94 млн руб., чистый убыток – 54,73 млн руб.

Поезд на казанском направлении совершил последний рейс вчера, а последний самарский поезд уйдет в Москву 2 февраля, сообщил заместитель гендиректора «Тверского экспресса» Андрей Колмагаев. В январе оба поезда были загружены на 30% при ожидаемом уровне в 60%, лишь в праздничные дни загруженность поездов доходила до 50%. Колмагаев отметил, что после новогодних праздников из-за спада деловой активности снижается объем пассажироперевозок. Бороться с недозагруженностью казанского и самарского поездов «Тверской экспресс» пытался снижением цен на билеты: с 22 января – на 50% (первоначальная цена билета в купе – 2300 руб., в СВ – 5300 руб.), но увеличить пассажиропоток это не помогло, посетовал топ-менеджер.

В январе-феврале перевозок бывает меньше, но говорить о существенном снижении пассажиропотока нельзя, возражают в пресс-службе Куйбышевской железной дороги (КбшЖД). По данным КбшЖД, в праздничные дни января всегда наблюдается повышение пассажиропотока – в этом году на дороге дополнительно назначили 69 пассажирских поездов (помимо них в январе было сформировано 25 регулярных поездов дальнего следования). А с 23 по 28 января в связи с чрезвычайной ситуацией в Самарской области (обильные снегопады, продолжавшиеся с четверга по воскресенье) железнодорожникам пришлось доукомплектовывать поезда до 18 вагонов (обычно в зимний период поезда составляются из 14 вагонов).

В октябре 2006 г. «Тверской экспресс» запустил из Москвы поезд в Санкт-Петербург, в октябре 2007 г. – в Казань, 2 января 2008 г. – в Самару. На реализацию самарского проекта компания потратила $10–15 млн, подсчитал директор департамента ФБК Игорь Николаев. По словам гендиректора «Тверского экспресса» Алексея Рахаева, инвестиции должны окупиться за семь лет.

Топ-менеджеры «Тверского экспресса» вчера отказались назвать размер убытков в январе и упущенную выгоду в феврале. Эксперт ИК «Финам» Юрий Зайцев оценил январские убытки примерно в $350 000–400 000 на одном направлении (при 60%-ной загрузке ежемесячная выручка могла составлять $700 000– 800 000 на одном маршруте). Ущерб от прекращения перевозок в феврале будет значительно меньше: компании не придется тратиться на аренду инфраструктуры и топливо. В этом случае убыток может составить $100 000–200 000 на каждом маршруте, говорит эксперт.

Президент Ассоциации собственников подвижного состава Эдуард Поддавашкин считает, что при почти одинаковых ценах на билет и равнозначном уровне сервиса пассажиры будут отдавать предпочтение поездам РЖД с более удобным расписанием. По словам Николаева из ФБК, в отличие от «Жигулей» РЖД, формируемых в Самаре, у «Мегаполиса» неудобное расписание – в Москву он прибывает в 14.10, в Самару – в 16.41, пассажиры теряют по полдня полезного времени.

С самого начала было понятно, что из-за этого у «Тверского экспресса» могут быть проблемы, отметил Николаев. Если график не поменяется, говорит Поддавашкин, заполняемость поездов останется на уровне 30%. Он считает, что рентабельными перевозки станут при загруженности в 70–80%. Рахаев пояснил, что расписание «Мегаполиса» определили в РЖД. А в пресс-службе КбшЖД выделенную «Мегаполису» нитку графика назвали «достаточно удобной».

В феврале у «Тверского экспресса» останется только маршрут Москва – Санкт-Петербург – Москва, говорит Колмагаев, здесь загрузка составляет более 80%. Колмагаев обещает, что поезда до Самары и Казани вновь пойдут в марте, в них будет на четыре плацкартных вагона больше (заменят купейные). Также, по словам Колмагаева, будет запущен поезд Москва – Ульяновск – Москва преимущественно из плацкартных вагонов.